Ходжа Насреддин выдумал, что накопленные деньги нужно потратить на то, чтобы "расписать дом снаружи синими цветами". Он это сделал, чтобы вызвать у жены протест, и чтобы она, "против" воли мужа, потратила эти деньги на поездку с детьми к отцу в Бухару.

Политтехнологи разыгрывают в отношении всенародно избранного Президента похожую схему. Они используют "пугало" Шкеле, хотя понимают, что у него есть шанс стать Президентом только при голосовании в Сейме.

Хитрый план Насреддина оказался удачным. Ему лишь следовало создать впечатление, что он ПРОТИВ того, чего на самом деле страстно желает.

Какое впечатление хотят создать сторонники Шкеле? Они говорят о "синих цветочках", однако из далекого и недавнего прошлого торчит козья нога: ужин Калвитиса с Путиным, поездки Шкеле в Москву… Скорее всего, "народники" уже договорились с русскими о продаже Латвии, ведь все более ценное уже продано "правильным" иностранцам. Возможно, за Абрене последует остальная Латвия… Остается лишь создать соответствующую коалицию с ЦС и ЛПП/LC…

Ростовщик, который, пользуясь высшими привилегиями, доказал свою способность успешно сбывать нахапанное (Laima, Staburadze), присваивая народные вексели, не в состоянии скрыть стремление распродать главное предприятие своей жизни — латвийское государство.

Каламбур, вызванный угрозой очередного возвращения Шкеле, вкупе с заявлениями о народном президенте и президентском государстве напоминает диалог из фильма "Основной инстинкт". Героиню Шэрон Стоун, писательницу, подозревают в убийстве знакомого, которое точно описано в ее книге. Один полицейский говорит другому: если бы убийцей была она, то никогда заранее не описала бы это в своей книге, чтобы ее не заподозрили. А другой отвечает: может быть, они сделала это именно для того, чтобы мы так думали?

Уже давно надоело гадать, что скрывается за каждой очередной схемой. Конечно же, ничего нового. Если гуру маркетинга в нашей стране организуют падение несуществующих метеоритов, то мы можем не сомневаться и в намерениях политтехнологов. Вопрос лишь в том, не зависим ли мы в своей массе от примитивно сформулированных загадок? Не идеализируем ли привычный примитивизм хапуг и авторов схем? Ведь лучше известный мерзавец, чем неизвестный (непременно сволочь?). Аргумент, что в существующей партократии лучше ничего не менять, напоминает бытовую ситуацию. Нормальная женщина живет с вечно пьяным мужем, который бьет и ее, и детей. При этом она не в состоянии оставить громилу-супруга. Ведь уже привыкла, что бьет… Ведь он — отец детей. Где гарантии, что другой будет лучше… Дети ведь не могут без отца… Так это и продолжается: избитая мать с избитыми детьми регулярно голосует за привычную "систему". В итоге в этой семье не может измениться никто, в том числе отец, ведь жена, превращенная в боксерскую грушу, его исправлению не способствует.

Всенародно избранный президент означает избрание всенародно признанного авторитета. Таким образом, необходимы примеры его поступков и совести. В случае Шкеле народ должен был бы проголосовать за его талант достигать успехов в личном бизнесе за счет народа. При этом, даже если будет избран самый идеальный президент, ему придется отвечать перед Сатверсме и другими законами и правилами. При старой системе все решает большинство депутатов. Шкеле знает, как добиться их расположения.

Конечно, я верю в хорошее, верю, что люди могут измениться. Какими бы ложными тропинками ни шел человек, всегда нужно дать возможность вернуться на большой истинный путь. Даже грабителю с большой дороги. Но обычно простить можно того, кто просит прощения. Если лидер страны и партии, темные делишки которого уже вошли в фольклор, решил исправиться, пусть сначала признается в содеянном. Даже осужденный имеет право раскаяться, но, несмотря на литры слез, ему полагается конкретное наказание. Есть страны, где из тюрьмы выпускают под залог. Чтобы Шкеле более-менее справедливым образом смог избежать суда, ему пришлось бы внести внушительную сумму. Если бы после выражения сожаления он и его сообщники отказались от большей части своих благ в пользу разоренной страны, это было бы настоящим чудом.

Но должность всенародно избранного президента не купишь и за эти деньги.

P.S. Вопрос, вынесенный в заголовок, вроде остался без ответа. Кто же назначит козла садовником? Создатели сада или козлоподобные, которые заинтересованы в том, чтобы поделить его между собой? Чью сторону примете вы?

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!