Foto: LETA
Когда Валдис Домбровскис написал книгу о том, как прекрасно Латвия преодолела кризис, я, простите, не поверил. Но теперь, после случившихся в моей жизни мелких, но показательных событий, я верю и говорю: аллилуйя, кризис и в самом деле закончился!

Картинка первая. Все эти кризисные годы Swedbank, в котором у меня частный счет, счет фирмы и еще пара счетов с кредитными карточками, меня как порядочного клиента лелеял и баловал - регулярно интересовался, как у меня дела, чем помочь, что предложить.

И вот... Еще весной заметил, что осенью заканчивается срок действия одной из кредиток. Написал в банк, и через пару дней получил ответ, который, кажется, четко свидетельствует об окончании кризиса: ну, когда время подойдет, посмотрим, а пока, золотой клиент (что бы это ни означало) - отвалите и оставьте нас в покое.

Теперь это время пришло, но кризис, судя по отношению банка, уже совсем, совсем, совсем закончился. Написал еще раз, с четкой просьбой сообщить, если я как клиент больше не интересен, чтобы подыскать себе карточку в другом банке. Но уже несколько дней не получил никакого ответа. Кризис ведь закончился, к чему зря напрягаться?

Вторая картинка. Все эти кризисные годы компания G4S была рада получать от меня пару десятков латов в месяц за поставленную на сигнализацию квартиру, и не только навязываться с разными ненужными предоложениями, но и аккуратно и терпеливо, после первого же звонка, присылать техников и ремонтировать то, что ломалось. Быть клиентом доставляло удовольствие.

Но вот кризис позади, и, когда в очередной раз забарахлил аккумулятор охранной системы, обещанный в понедельник техник так и не смог приехать. А во вторник G4S уже сообщила: так и так, дорогой, теперь это платная услуга, 15 латов за визит и 24 за аккумулятор.

Но я же точно помню, что его меняли год назад! Что это у вас за аккумуляторы такие? Ничего не знаем, ничего такого не зарегистрировали, успокойтесь. Все-таки не успокаиваетесь? Ну, нам какое дело? Можете искать другого поставщика услуги. Кризис же закончился, зачем напрягаться?

Третья картинка. Все эти кризисные годы Latvija Statoil периодически мне рассказывал, какой я хороший и дорогой (платежеспособный) клиент - вот, такая вам дополнительная скидка, вот такое предложение, только не уходи, дорогой платежеспособный, от нас!

Но вот кризис позади. И, когда несколько дней назад на бензоколонке внезапно выяснилось, что на кредитке не хватает денег для оплаты горючего, и я попросио снять с ее сумму X, а остальное оплатить со второй карточки, ответ был примерно таким: вы что это себе думаете? Что, у нас тут есть время заниматься такими мелочами? Да вы что, кризис-то уже закончился...

Четвертая картинка. Долгие годы я был преданным клиентом Lulū Pica, даже со своей скидочной карточкой. По той простой причине, что пиццу я люблю, а круглосуточная пиццерия на Блауманя - то очень редкое место, где можно позавтракать ранним утром.

Все эти кризисные годы персонал этой пиццерии работал как пчелки: уже с раннего утра пицца была свежая и вкусная, утренняя газета была на месте уже в семь, и директор пиццерии уже самым ранним утром была на работе и всегда вежливо здоровалась.

Но вот кризис, очевидно, позади. Утро прошлой субботы - ни одного, даже черствого, кусочка пиццы на витрине. На вопрос следует ленивыый ответ: ну, может, минут через 15 что-то будет, а может, и нет. Утро воскресенья - персонал расслабленно курит на улице, витрина пуста, пицца... Ну, какая еще пицца? Приходите попозже. Утро вторника - и снова то же самое. Мы отдыхаем, кризис же закончился...

И пятая картинка. Все эти кризисные годы с разными мелкими ремонтными работами мне помогал мастер на все руки Айварс. Никогда не отказывал, всегда был готов помочь за небольшие деньги (не превышая размеров, которые в свое время применял президент Банка Латвии Илмар Римшевич для оплаты услуг своего помощника по хозяйству - руководство СГД признало их допустимыми).

И вот пару дней назад сломался кран - стал течь, причем так, что я и не знал, куда деваться. Ну, то есть, знал, конечно - надо звонить Айвару. И... Оказалось, что он может помочь только через пару дней. Сегодня он празднует день рождения друга, а завтра идет играть в гольф - может, послезавтра заскочит, если получится! А что с моим мини-фонтаном? Ну, извини, не могу - кризис же закончился...

Такие картинки можно рисовать и дальше, но идею вы поняли, правда? Кризис действительно, ощутимо и осязаемо закончился.

И, как известно, что бы ни происходило, все к лучшему: предложение другого банка оказалось заметно лучше, чем у Swedbank, услуги G4S уже давно стали неадекватно дорогими (и пора было искать подешевле), дизель на Neste выходит чуть дешевле, чем на Statoil, от не слишком полезной пиццы Lulū давно стоило отказаться, а с краном, как оказалось, я и сам смог справиться. Словом, хорошо, что кто-то подтолкнул меня к этим позитивным переменам.

Только... Вряд ли вся эта послекризисная расслабленность сконцентрировалась вокруг моей ничтожной персоны. И если эта расслабленность по отношению к своему бизнесу и своим клиентам возвращается по всей стране; если шаг за шагом укрепляется уверенность в том, что все плохое уже позади и вот-вот снова наступит время желтых "хаммеров", то это значит, что множество айваров, поваров в пиццериях и сведбанков никаких полезных уроков из кризиса не извлекло. И не нужно быть особым экспертом в сфере экономики, чтобы предсказать, к чему такая расслабленность снова приведет.

Перевод DELFI. Полная версия

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!