Фото: Reuters/Scanpix

Очередная новость в ряду тревожных сообщений с Донбасса заставила меня написать этот текст.

Может быть, не все знали, что в Краматорске располагается штаб АТО и временная администрация Донецкой области, и поэтому город играет особую роль в этой новой страшной "гибридной войне" городов в Донбассе. Краматорск летом прошлого года категорически не поддержал "ополчение" ДНР и не оправдал надежд команданте Стрелкова, вынудив его, в конце концов, уйти из соседнего Славянска, отступить знаменитым рейдом аж в Донецк. Дело в том, что Славянск и Краматорск — города-спутники, очень сильно связанные друг с другом. Откуда я это знаю?

Краматорск — мой родной город, я родился в нем и вырос. Уехал из него в 16-летнем возрасте вместе с семьей еще в августе 1991 года. Тогда и помыслить не мог даже в самой дикой фантазии, что спустя почти 24 года буду писать ТАКИЕ строки о своей исторической родине, и что поводом для этого будет сообщение в новостной ленте:

"В результате обстрела штаба АТО в Краматорске погибли по меньшей мере четыре украинских военнослужащих. Среди гражданских лиц потерь больше — 8 убитых. Более шестидесяти человек получили ранения различной степени тяжести, среди них пять детей и 32 военнослужащих, сообщает агентство УНИАН. Краматорск был обстрелян около 12.30 по местному времени из реактивных систем залпового огня "Смерч". Удар был нанесен по штабу антитеррористической операции (АТО) и жилым кварталам города".

Напомню, что Краматорск и Славянск — не какие-то маленькие городки. Краматорск размером с две Лиепаи, огромный промышленный центр со множеством заводов, пролетарский оплот Донбасса. Славянск также не деревня, до начала военных действий 2014 года там было около 117 тысяч жителей. Еще в советское время эти города, находящиеся в два раза ближе друг к другу, чем Рига и Юрмала, не просто были тесно связаны, но и дополняли друг друга. Древний, богатый, базарный Славянск, с действующей церковью, чуть ли не единственной в радиусе 100 км, соляными озерами, санаториями, близостью курортного Славяногорска (ныне Святогорска) — сильно контрастировал с молодым, дымным, построенным в чистом поле в эпоху индустриализации и первых сталинских пятилеток Краматорском. Из промышленного ада Краматорска люди охотно сбегали отдохнуть, отдышаться в Славянск на выходные, или дальше на 30 км — в Славяногорск.

В деревне под Славянском жили родители отца, мои дед с бабкой — я ездил к ним каждое лето, наслаждаясь гоголевскими богатствами украинской деревни, ее щиростью и достатком. В общем, и сам Славянск был огромным Миргородом, а на его "сорочинские ярмарки" съезжалось пол-Донбасса. В Краматорске же никогда не было ничего ни "щирого", ни украинского. Это был русский город, просто русский, без всяких там псевдовоспоминаний о Новороссии. Даже сидя на уроках истории в школе, ни о какой Новороссии не размышляли. Мой адрес — Советский Союз. И точка. Не было в Краматорске в мое время ни одной украинской школы. Между тем, город несомненно напитывали и жители дальних, украинских деревень, с северо-запада области, так что в телефонном справочнике Краматорска фамилия "Бондаренко" широко раскидывалась на 15 страницах.

Те, кто сейчас сражаются в "диванных войнах" в соцсетях, уверены каждый в своей правоте, но они не знают, просто не знают тех людей, что гибнут сейчас в гибридной войне донбасских городов. По большому счету, именно "предательство" Краматорска и Славянска показало нежизнеспособность Донецкой Народной Республики (про Луганск мне нечего сказать). Если бы вместо Стрелкова в Славянске и Краматорске нашлись свои захарченко и басурины, свои ополченцы и добровольцы, Харьков бы уже стоял в противотанковых ежах, а в Киеве бушевал очередной майдан. Вот за это "предательство" получил сейчас Краматорск свои 32 "смерча".

Но все дело в том, что он никого не предавал. Не было никогда в нем этих идей Новороссии, даже ростков их, каковые несомненно, имелись южнее и восточнее, в областях, исторически связанных с русским казачеством. На месте рухнувшей советской идеологии в Краматорске не выросло ничего, и не могло вырасти. Там чисто поле. Понимаете? Я никогда не любил свой родной город, пусть он меня простит — потому и уехал из него при первой возможности в Латвию, уже на другую историческую родину. Только сегодня я понимаю, за что не любил Краматорск — за вот эту пустоту, отсутствие веры, идей, за почву, на которой не могли вырасти никакие идеи, за то, что было не просто душно и кислотные дожди поливали голову, но за то, что было душно думать.

Нет ничего удивительного в "предательстве" Краматорском идей ДНР. Город просто выбрал меньшее зло, и нельзя его за это осуждать. Думаю, не рад он будет, если его "освободят" ополченцы ДНР. Потому что это будет означать только одно — очередные порции "смерчей" и "ураганов" уже со стороны родных ВСУ. И очередной передел сфер влияния в городе. А люди уже до чертей устали от всего — от войны, политики и криминальных разборок атаманов донбасских городов. Хорошо, дед-артиллерист, гвардии сержант Красной Армии, не дожил до того, чтобы видеть проходящий через родную Васильевку батальон нацгвардии с жовто-блакитными прапорами и трезубами…

В советское время я изъездил Украину вдоль и поперек, был на западе, на юге и в Киеве, колыбели русской государственности, я видел самых разных людей — и удивлялся тому, насколько отличаются от моего даже язык, на котором они говорят, что уж говорить о культуре, традициях и политических взглядах. Как и большинство городских жителей Донбасса, я всегда считал себя гражданином СССР, а не Украины или России. Империя рухнула, но на ее костях до сих пор продолжаются кровавые пляски. Кому это выгодно? Да всем, кто воюет! Кроме простых людей Донецка, Мариуполя, Горловки, Луганска, Краматорска, на головы которых летят "ураганы", "смерчи" и "грады".

"А война? Ну, что — война. Так заведено" — спел когда-то Леня Федоров. Остановка войны в Донбассе сейчас не выгодна ни Киеву (который только войной может отвлечь народ от разваливающейся экономики и очередных олигархических переделов), ни Москве, потому что, если с ней перестанут говорить о ДНР и ЛНР, начнут говорить о Крыме.

А поскольку обстрелы городов стали уже инструментом не только военным, но и политическим, нетрудно догадаться, что к несчастью, они будут только усиливаться по принципу "кровь за кровь". Выбор меньшего зла не помог жителям Краматорска. Остается лишь с тревогой ждать: кто следующий?

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !