Добровольцы, которые вкладывали бутерброды в руки родным пострадавших, не отрываясь глядевшим в сторону руин "Максимы". Подростки, которые приносили спасателям упаковки кока-колы, почему-то решив, что именно она придаст сил пожарным.

Девушка, которая предлагала вязаные шерстяные носки тем, кто уже не чувствовал ног, стоя у забора. Предприниматели на дорогих джипах, которые каждый день привозили еду. Дети, прикреплявшие свои рисунки к ограждению места трагедии. На рисунках — ангелы…

Два разных мира

Я горжусь, что живу в стране, где все люди, вне зависимости от национальности, социального статуса, возраста, сплотились перед лицом самой страшной в новейшей истории Латвии трагедии.

Я горжусь президентом, который все эти дни ведет себя не как политик, а как государственный деятель. Нашей стране этого давно не хватало.

Одновременно мне до омерзения стыдно, что я принадлежу к той группе людей, которые называются политиками.

Иногда складывается впечатление, что рядовые жители нашей страны и большая часть латвийских политиков живут в разных галактиках.

И что делать с этим чувством, я просто не знаю.

"Подвиг" Домбровскиса

Правительство в Латвии полноценно не функционирует уже несколько месяцев. Партнеры по коалиции друг с другом общаются только посредством взаимной ругани через СМИ. Понять, кто из министров уже ушел в отставку, а кто еще нет, стало в последнее время практически невозможно. Наконец, после трагедии в Золитуде президент, по сути, прогоняет премьер-министра уже давно не существующего правительства.

Это правительство четыре года консолидировало бюджет. Все было подчинено только одной цели — ввести в Латвии евро. И неважно, что даже сейчас, за месяц до вступления в еврозону, большинство населения против этого, а главным на ближайшее будущее достижением будет рост цен.

Это правительство ликвидировало Государственную строительную инспекцию, чтобы сэкономить 104 000 латов. Сэкономили, по заключению Госконтроля, и того меньше.

Это правительство досокращало бюджет до того, что спасатели после всех консолидаций получают нищенские зарплаты. 2,42 лата в час, включая доплаты, зарабатывает спасатель, на чьем попечении никого нет. Примерно столько же, сколько и охранник из "Максимы".

Благодаря именно этому правительству у нас все государственное управление сейчас в чем-то напоминает "Максиму".

Но зато руководство "Единства" заговорило о политической ответственности, о новых моральных стандартах, о подвиге премьера, цинично пытаясь заработать очки на людской трагедии.

Омерзительная вакханалия

Я в политике уже 8 лет. Буду честен — видел многое. Но такой разгул лицемерия, двуличия, подлости и лжи, как сейчас, я вижу в первый раз. "Единству", националистам, реформистам и еще некоторым отдельным активистам удалось поставить новый рекорд в своей вакханалии.

Спикер Сейма Солвита Аболтиня приходит на похороны спасателей. А всего несколько месяцев назад правое большинство депутатов Сейма, который она возглавляет, проголосовало против социальных гарантий спасателям.

Бывший президент страны и создатель Партии реформ Валдис Затлерс во время траура со словами, что в эти дни нужно быть всем солидарными, уезжает на показ мод в Вильнюс.

Пикет с требованием отставки руководства Рижской думы организовывает ее бывший депутат Янис Мартиньш Скуя, который не был переизбран на последних выборах. И который еще несколько лет назад был осужден за дачу взятки работнику Рижской думы.

Адвокат Алдис Гобземс, который является активистом одной из новых партий и, судя по всему, собирается баллотироваться на выборах в Сейм, в одночасье становится защитником интересов семей погибших. При этом, по сообщениям СМИ, эта партия получала пожертвования в опосредованной форме и от строительной компании Re&Re. Кстати, этот адвокат в своих первых заявлениях возлагал вину на всех… кроме строителей.

Министр экономики Даниель Павлютс, который недавно был главным сторонником еще большей либерализации Закона о строительстве, теперь вдруг обещает резко закрутить гайки.

В тот день, когда проходят похороны спасателей, первые лица правых партий уже сидят в эфире и обсуждают, по сути, распределение кресел в новом правительстве. Какому нормальному человеку вообще может прийти в голову идея говорить об этом в день похорон?

Чем эти политики отличаются от мошенников, которые сейчас в социальных сетях пытаются собирать пожертвования якобы на помощь пострадавшим? Абсолютно ничем.

Я действительно сейчас выражаюсь эмоционально. Но за последние дни наболело.

И если говорим о "наболело", то я должен воспользоваться возможностью и извиниться перед журналистами. За то, что после брифинга во вторник не стал отвечать на их вопросы. Никогда не поворачивался к журналистам спиной. Но в этот раз не было сил о чем-либо говорить после очередных похорон.

Только факты

А сейчас о том, кто за что отвечает сейчас в Латвии в строительной сфере. Чтобы меня нельзя было упрекнуть в манипуляциях с целью защитить Рижскую cтройуправу, я буду использовать ссылки на организации и СМИ, которых никоим образом нельзя заподозрить в симпатиях к Рижской думе. Например, Delna, Госконтроль, журнал Ir, газету Dienas bizness.

Для полноты картины я решил привести и мнение мэра Вентспилса Айварса Лембергса. Думаю, даже самые ярые его противники не станут оспаривать компетенцию Лембергса в вопросах работы самоуправления.

Как закрывали Государственную стройинспекцию

В 2009 году решением Кабинета министров была ликвидирована Государственная строительная инспекция. Подчеркиваю, это было именно решение правительства, а не Сейма, как это сейчас пытаются представить. А автором идеи ликвидации стал министр экономики от "Единства" Артис Кампарс.

Сейм к закрытию Строительной инспекции не имел никакого отношения. Формально, после того как эта инстанция была ликвидирована, депутаты должны были вычеркнуть все упоминания о уже не существующей инспекции из Закона о строительстве. Сейм не голосовал за или против ликвидации. С самого начала идея о ликвидации инспекции вызвала резкую критику.

"Если правительство по-настоящему хотело избежать дублирования функций государственных учреждений, в таком случае в нормативных актах надо было описать четкое разделение компетенции, одновременно обеспечив эффективный и объективный контроль за строительством. Одним из возможных вариантов обеспечения эффективности и объективности является не ликвидация Государственной строительной инспекции, а расширение ее полномочий". (К. Марковскис, юридический аналитик общества за открытость Delna, 06.2009)

"Я обращаю ваше внимание на то, что в этот закон внедряется один принцип. То, что здесь предложил Кабинет министров, — это передать сертификацию в отношении строителей, передать это частному лицу. Я думаю, что это азбучная истина, что самое худшее, что может произойти в этом государстве, это когда один монополист — государственный монополист — заменится частной монополией". (А. Штокенбергс, независимый депутат, позже один из лидеров "Единства", 06.2009, архив Сейма)

"После ликвидации Государственной строительной инспекции контроль за строительным процессом в Латвии ослабился, недостатки в законах и действиях ответственных инстанций влияют на безопасность потребителей, к тому же это не дало запланированную экономию государственных средств". (Заключение Госконтроля, 12.2010, BNS)

Последствия ликвидации

Ликвидация строительной инспекции привела к фактической приватизации контроля за строительством на всех этапах — проектирование, строительство, сдача в эксплуатацию. Весь контроль сейчас осуществляют частные эксперты, которые свои сертификаты получают в Министерстве экономики.

Стройнадзор в Латвии теперь находится в частных руках, экспертизы тоже в частных руках. Это то, что тогда депутат Штокенбергс назвал созданием частной монополии.

Если ты в Латвии хочешь построить супермаркет, то нанимаешь и строителей, и частный стройнадзор, и сам же обеспечиваешь необходимые экспертизы.

В свою очередь Строительное управление Рижской думы обеспечивает проверку документов, которые им подают все эти частные специалисты. Да, вот такие у Стройуправы сейчас "полномочия"…

"Самоуправление не отвечает за строительство. Сертификат на проектирование выдают по делегированию государства архитекторы и проектировщики, опять же от имени государства. Экспертизу делает сертифицированный эксперт, которого опять же назначает государство. Самоуправление утвержденный проект не может отбросить и проигнорировать. При этом самоуправление не имеет права на сданный объект заходить и каким-то образом контролировать. Просто Домбровскис и компания хотят свалить ответственность с государства на плечи самоуправления". (Глава Вентспилсского самоуправления А. Лембергс, 27.11.2013, Радио "Балтком")

"Любой заказчик любого общественно значимого строения перед подачей проекта в Стройуправу должен заручиться заключением независимого эксперта. В свою очередь, работы на стройплощадке должен контролировать Стройнадзор. К сожалению, на нашем рынке эксперт не может быть полностью независимым, если он хочет остаться в этом бизнесе. Если он сделает действительно независимую экспертизу, то не сможет получить следующий заказ, потому что его требования будут слишком высокие". (Профессор РТУ, директор Института строительства и реконструкции Леонидс Пакрастиньш, журнал Ir, 29.11.2013)

Напомню, что речь идет о частных экспертах и специалистах, а не думских. И их работу сертифицирует Министерство экономики. В том числе и экспертов из частного стройнадзора.

"Хорошо, если раз в неделю приедет и подпишет документы и практически не смотрит, что происходит на стройплощадке". (Профессор РТУ, директор Института строительства и реконструкции Леонидс Пакрастиньш о стройнадзоре, журнал Ir, 29.11.2013)

Еще один нюанс — городская Стройуправа решение о приеме здания в эксплуатацию принимает на основе этих самых технических экспертиз, проведенных частными специалистами.

Почему Министерство экономики НИЧЕГО за все эти годы не сделало? А вместо этого только продолжало выдавать всем этим "экспертам" сертификаты. Экспертам, у которых рушатся крыши на голову людям, которые просто пришли в магазин.

В июле этого года в Сейме рассматривались поправки к Закону о строительстве. Но правое большинство отклонило поправки, которые были направлены на ужесточение контроля за экспертами.

Кстати, еще в августе 2011 года министр охраны среды и регионального развития Раймондс Вейонис внес в Сейм поправки в Закон о строительстве, предлагая восстановить Государственную строительную инспекцию. Сейм и тогда проголосовал против, сославшись на нехватку средств.

Так у нас в Латвии построена система контроля над строительной сферой. И отвечают за это Министерство экономики и Сейм. Но никак не Рижская дума или любое другое самоуправление.

Законодательные тенденции

Как мы видим, система контроля над строительной сферой в Латвии, мягко выражаясь, несовершенна. Как вы думаете, чем все последние годы занималось Министерство экономики, которое возглавляют "реформисты"? Оно успешно лоббировало еще большее ослабление контроля!

Одними из инициаторов послабления стали зарубежные инвесторы. И в первую очередь компания Homburg, которая развивала проект в Золитуде.

"Международная компания Homburg, на протяжении 40 лет развивающая недвижимость в разных странах мира, оказалась в Латвии перед незавидным выбором. Ей нужно решить, продолжать рисковать и инвестировать здесь, несмотря на абсурдную легкость, с которой оспариваются разрешения на строительство, или же уйти в те государства, где разного рода обжалования не превратились пока в национальный спорт. Если в течение нескольких месяцев порядок, предусмотренный Законом о строительстве, не изменится, Homburg вынуждена будет отказаться от начатых проектов. Возмущение компании было связано с жалобами жителей Межциемса на строительство "Максимы" на ул. Бикерниеку, 121. Проблема может быть решена посредством поправок к нормативным актам, которые готовят сейчас министры экономики и юстиции". (Dienas bizness, 19.12.2012)

Идея еще больше ослабить контроль столкнулась с резкой критикой.

"Перед законом все равны. Как неимущие, так и состоятельные. Несмотря на то что председатель Народнохозяйственной комиссии Сейма Вячеслав Домбровский (Партия реформ) уже несколько раз успел высказаться, что для тетечек, для которых 15–30 латов (видимо, речь о судебной пошлине) "это деньги", не надо путаться под ногами у гигантских девелоперов недвижимости, для которых, вероятно, и 15–30 миллионов "не деньги"… После того как из Закона о строительстве не удалось вычеркнуть 12-ю статью об участии общества в обсуждении больших проектов, он упорно продвигал на утверждение изменения в законе, которые не предусматривали бы право граждан оспаривать подозрительные разрешения на строительство. Руководитель Народнохозяйственной комиссии Сейма не только не скрывает, а даже гордится тем, что эти поправки он продвигает в интересах уважаемых "зарубежных инвесторов", в том числе "хомбургов". Вячеслав Домбровский уже успел обыкновенных оспаривателей разрешений на строительство, а именно тетечек, без наличия доказательств обвинить в "вымогательстве", "оспаривании бизнеса", несогласии с "цветом бульдозера" и другом вредительстве крупного масштаба". (Дайнис Иванс, журнал Ir, 20.03.2013)

"Я прочитал преамбулу к новому Закону о строительстве (он должен вступить в силу 1 февраля 2014 года. — Ред.). Там написано, что цель закона — сократить бюрократические процедуры и упростить административный процесс строительства. Возможно, я преувеличиваю, но задаю себе вопрос, какая идея доносится обществу. Перевожу — примем-ка такой закон, который еще меньше мешает зарабатывать деньги. Контроль за качеством и безопасностью уже сейчас, на мой взгляд, был недостаточным, а новый закон будто говорит: нам и такого не надо. Нам это мешает получать прибыль". (Профессор РТУ, директор Института строительства и реконструкции Леонидс Пакрастиньш, журнал Ir, 29.11.2013)

Несмотря на всю критику, "реформисты" свои поправки продавили. Кстати, когда принимались эти поправки, со своими предложениями активно выступало и Строительное управление Рижской думы. Все предложения были отклонены.

Зато теперь, как я уже говорил, министр экономики Даниель Павлютс выступает с бесконечными заявлениями о том, как они незамедлительно исправят закон.

Об отстраненных работниках Рижской стройуправы

Фракция "Единства" в Рижской думе требует отставки главы Строительного управления Ингуса Вирцавса, потому что он по образованию географ. Но ровно год назад все депутаты "Единства" проголосовали за его кандидатуру. И вопросов по поводу образования Вирцавса у них не было. Да и не могло быть. Так как Вирцавс (и это не только мое убеждение) — сильный и опытный руководитель. Который, как новый руководитель получил главное задание, реформировать Строительное управление. И с этой задачей он должен будет справиться.

Кстати для справки, министр финансов Андрис Вилкс, который представляет "Единство", тоже по образованию географ.

Я принял решение на время проверки отстранить от работы шесть работников Строительного управления. При этом сразу хочу сказать, у меня нет на данный момент оснований думать, что кто-либо из них нарушил закон или поступил против совести. Поэтому решение об их дальнейшей судьбе будет принято только по итогам проверки. А результаты (какими бы они ни были) будут сразу же переданы Госполиции и Генеральной прокуратуре. Только по результатам проверки будет принято решение и по самому начальнику Стройуправы, который не был отстранен от должности, поскольку не был связан с согласованием проекта в Золитуде.

Я не собираюсь из-за истеричного политического давления "Единства" или националистов линчевать своих работников.

Вместо заключения

Завершая, хочу использовать еще одну цитату. На этот раз из книги "Собачье сердце" Михаила Булгакова. Вот что профессор Преображенский говорит о разрухе:

"Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат "бей разруху!", я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!