Foto: LETA

Вопрос о языке образования в школах национальных меньшинств стал в последние дни одной из самых горячих тем. И говорят о школах, как у нас это заведено, очень эмоционально. Но попробуем эмоции отбросить в сторону.

Правый тупик

Отмотаем пленку на два месяца назад. Формирование нового правительства. Этот процесс стал образцом циничности и алчности латвийской правой политики. Не было сказано ни единого слова о государственных интересах. Даже для приличия никто не сделал ни одной самой слабенькой попытки.

Зато теперь каждый даже не совсем внимательный житель Латвии очень хорошо знает, какие министерства в нашей стране считаются "денежными". А какие — нет. Министерство сообщения — это как два козырных туза сразу. Его хотят все. Министерство по делам защиты среды и регионального развития — почти как Минсообщения. Из-за такого министерства не грех выдвинуть и ультиматум. Министерство экономики — тоже очень неплохо.

А вот Министерство благосостояния, где надо думать о пенсионерах, а не о деньгах из европейских фондов, — спасибо, не надо. Не нужно никому и образование со здравоохранением.

Это фактор номер один. До выборов в Европарламент осталось менее четырех месяцев, до выборов Сейма 8 месяцев. А правые партии находятся в, скажем так, тупике. Они только что публично на глазах у всей страны расписались в том, что заботятся только о сугубо партийных, а не государственных интересах.

Но идти на выборы с лозунгом "Отдайте нам Министерство сообщения, и у нас все получится" как-то некрасиво даже для латвийских правых.

Страшные призраки

Далее перейдем к фактору номер два. Главная правая партия "Единство" находится в еще большем тупике, чем все остальные. Свое знамя в лице Валдиса Домбровскиса они уже где-то потеряли. Вместо этого "Единство" осталось с такими лидерами, как Солвита Аболтиня, Сармите Элерте и Дзинтарс Закис. И с таким багажом, как разоренный "Лиепаяс металургс", обанкротившийся "Крайбанка", сотни тысяч эмигрантов и далее по списку. Понятно, что, конечно, на фоне Партии реформ у "Единства" еще вовсе неплохие перспективы. Но перед глазами уже начинают маячить беспокойные и неуютные призраки "Латвияс Цельш", "Саймниекса" и Народной партии.

И хотя за Аболтиню, Элерте и Закиса проголосуют даже не все члены самого "Единства", в Европарламент и Сейм в усеченном виде эта партия все-таки проберется.

Но многих из нынешних евродепутатов, депутатов Сейма и министров ждет собственная "консолидация". Их не переизберут. И что делать, например, депутату Европарламента Карлису Шадурскису? Ведь он ни при каких условиях в Брюсселе больше не останется. Разве только в статусе гастарбайтера.

Или Ине Друвиете. Быть переизбранной шансов у нее, конечно, больше, чем у Валдиса Затлерса. Но ненамного. Идти же работать в школу учительницей очень не хочется.

Привычное решение

Что должен делать уважающий себя правый политик, столкнувшись с угрозой оказаться без работы? Ответ очевиден. Начать разыгрывать национальную карту. У нас так давно уже заведено.

Ничего не понимаешь в экономике и вопросах благосостояния, работать не умеешь и не хочешь, но любишь получать ни за что большую зарплату? Говори о национальной угрозе. Например, о русских школах.

Дальше делать ничего и не надо. С противоположного фланга сразу набегут такие же красавцы, которые вооружатся Андреевским флагом и начнут проповедовать  о "последнем решающем бое".

В Латвии под определение "делать ничего не умею, но хочу много получать" подпадает значительная часть и латышских, и русскоязычных политиков. В этом плане у нас тут полное равноправие, демократия и никакой дискриминации.

В принципе, получается, что минимум две громкие предвыборные кампании готовы — одна против русских школ и одна за русские школы. Дешево и сердито. И ни слова о таких глупых мелочах, как экономика и социальные проблемы. Это же никого не интересует.

Здесь важно отметить еще один нюанс — до октября этого года Сейм и правительство физически не успевают принять никаких поправок к законам, которые касаются языка обучения в школах. То есть сейчас вся борьба за и против остается борьбой только на словах. Как в американском рестлинге. Бойцы бьют себя в грудь, прыгают, падают, машут кулаками, снова прыгают. Но понарошку. Потом они улыбаются на камеры и вместе пьют пиво в раздевалке.

Собственно о школах

В это время в Риге выпускники средних школ, где обучение проходит в рамках билингвальных программ (то есть на русском и латышском языках), сдают экзамен по латышскому только немного слабее выпускников школ латышских.

По факту у молодого поколения русскоязычных латвийцев сейчас вообще нет никаких проблем с латышским языком.

Зато у выпускников и латышских школ, и школ нацменьшинств очень слабые результаты по экзамену по математике. Тревогу нужно бить по поводу качества образования в школах,  нищенских зарплат учителей. По этому поводу надо собирать пикеты, митинги и демонстрации. И все партии в правительстве должны свои силы бросить на решение именно этих проблем.

Но такие мелочи наших правых вместе с их русскоязычными "партнерами" не волнуют. Зачем им умные и образованные граждане? Ведь умные и образованные граждане от своих политиков будут требовать работать. А зарплату платить им станут только по результатам сделанного.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!