Предвыборные программы многих партий обычно состоят из списка простых и очевидных истин, читая которые нередко спрашиваешь себя: "если это так просто, почему никто не додумался и не реализовал этого раньше"? Партийные функционеры склонны объяснять это дефицитом умственных способностей "правящих" и "продажностью верхов", которые позабыли об интересах "народа". Тут же добавляя, что мы — это единственная партия, которая способна восстановить экономику Латвии. Остальные же, по их мнению, — ставленники "олигархов" или проводники "международной финансовой оккупации" Латвии.

Проходят выборы. Даже когда позиция и оппозиция меняются местами, мы замечаем, что ни один пункт из списка простых и очевидных истин не выполняется. Мы остаемся у разбитого корыта и говорим: "Опять нас обманули". Или: "Власть меняет людей в худшую сторону". Но проходит четыре года — прежние обещания забываются, слоганы меняются, фасады подкрашиваются, и все повторяется вновь. Почему так происходит?

Несмотря на то, что с большинством отдельных пунктов программ можно согласиться, у предвыборных программ целиком есть один недостаток — им нельзя поверить. Потому что зачастую один пункт предвыборной программы противоречит другому — для антикризисного бизнес-плана это явный недостаток. Например, рассмотрим две инициативы гипотетической партии — "налоговые льготы для малого бизнеса, многодетных семей и т.д." и "повышение пенсий, пособий, стипендий и т.д.". Одновременная реализация этих двух инициатив подразумевают рост расходов и падение доходов. Таким образом, под этой красивой оберткой скрывается рост бюджетного дефицита и, как следствие, рост государственного долга, снижение кредитных рейтингов и повторение кризиса.

Однако та же предвыборная программа может содержать и противоположную установку — о недопустимости "ходить с протянутой рукой", т.е. призывает нас к бездефицитному бюджету — к тому, чтобы наши расходы не превышали доходов. В предвыборных программах это противоречие обычно или вообще умалчивается, или объясняется "экономическим чудом" — как только оппозиционный кандидат в премьеры вступит в должность, все предприниматели разом выйдут из тени и начнут платить налоги, а международные кредиторы, под влиянием мощной харизмы кандидата в премьеры, простят долг. Парадокс в том, что если бы такой бизнес-план представила коммерческая фирма, она бы не встретила понимания со стороны инвесторов — ведь вероятность реализации такого сценария близка к нулю. Но почему-то многие избиратели Потемкинским деревням склонны верить.

Что происходит, если на выборах побеждает такая гипотетическая партия? При первом же контакте с реальностью, проекты задуманных "реформ" рассыпаются как карточный домик. Причем, чем проще и очевиднее предложенная реформа, тем больше подводных камней таит ее реализация, что, в конце концов, приводит к отказу от намеченного курса. Вот почему так быстро рассеиваются предвыборные миражи.

Почему же предвыборные программы столь иллюзорны? Во многом потому, что в обществе укоренилось несметное количество мифов об экономике. Начиная от "безработица снижается из-за манипулирования статистическими данными" и "латвийцы работают старательнее немцев, но получают низкую зарплату" до "международной финансовой оккупации". Поэтому многие предвыборные программы строятся на эксплуатации этих мифов (это ведь самое простое), таким образом, мифы все глубже укореняются в нашем сознании и переходят по наследству к следующему поколению политиков.

В этой серии статей мы с вами один за другим будем разрушать неверные экономические представления, устаревшие стереотипы и попросту мифы об экономике. Цель– выработать иммунитет против некачественных и безответственных экономических программ и обещаний. Иммунитет этот пригодится не только на следующих выборах, но и каждый день, потому что позволит отделять зерна от плевел — качественное государственное управление от дежурного набора обещаний.

Продолжение следует

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!