До сих пор основную ответственность за работу по консолидации и формированию согласия в обществе несли правительство и самоуправления. Негосударственные организации (НГО) были важными партнерами в деле проведения в жизнь политики интеграции, поощряя общественный диалог и активизируя участие жителей страны в экономической и культурной жизни, а также и на общественно-политической арене. Эксперты и политики, однако, уделяли мало внимания предпринимателям, которые в последнее время стали важными участниками интеграционного "марафона".
Акция SVET стала самым свежим мероприятием в этой сфере. Ради восстановления и освящения фасада рижского Собора Рождества Христова объединились бизнесмены, представляющие разные нации. Армию филантропов возглавили Skonto buve, Dzintars, Lauma, WESS, предприниматель Игорь Скок, издательский дом Petits, которые не только сами пожертвовали значительные суммы, но и вовлекли в акцию широкие слои общества. В этой акции соединились духовные, культурно-исторические и интеграционные аспекты. SVET открыт любому жителю Латвии. Здесь латышский и русский бизнес работают рука об руку с церковью — ради того, чтобы собор в сердце столицы стал еще красивее. И это лишь один из многочисленных примеров того, как смело латвийский бизнес поднимает знамя интеграции.

Еще несколько лет назад на "Алдарисе" были организованы специальные курсы по подготовке к натурализации для сотрудников. Тогдашний глава компании Виталий Гаврилов понимал, что те сотрудники, которые будут чувствовать свою принадлежность к народу Латвии и станут полноправными членами общества, будут работать более продуктивно. В этой области свою лепту (как обычно, весьма оригинальную) внес также бизнесмен Евгений Гомберг. В свое время к нему обратились за поддержкой активисты Штаба защиты русских школ. Узнав, что они — неграждане и не желают использовать парламентские методы ради того, чтобы повлиять на процесс принятия законов, Гомберг попросту выгнал их из своего офиса. На принадлежащих Гомбергу предприятиях работало много неграждан, и он из своего кармана оплатил курсы латышского языка и пошлину на натурализацию.

Банк Nordea поддерживает женский центр "Марта", который проводит курсы латышского для женщин-безработных, способствует участию женщин в политической жизни и помогает жертвам "работорговли". Parekss banka выделяет значительные суммы Госагентству по обучению латышскому языку. Средства идут на то, чтобы помочь сотням педагогов овладеть латышским языком. Aizkraukles banka недавно оказал значительную поддержку Латвийскому обществу учителей истории, которое занимается выявлением и популяризацией тех людей, которые внесли особый вклад в укрепление демократии и толерантности в обществе.

Эти примеры показывают, как желание отдельного человека или руководителя предприятия идентифицировать себя с определенными ценностями (согласие, равноправие, демократия), претворяется в жизнь. Но есть и другие случаи, когда инициаторы проектов стараются привлечь других людей не только ради того, чтобы достичь какой-то конкретной цели, но и ради САМОГО участия. Это делает людей более ответственными за свою среду и тех, кто рядом.

Уже много лет успешно работает Общинный фонд Талси, где самоуправление, НГО и местный бизнес собираются вместе, чтобы мобилизовать ресурсы на финансирование проектов, улучшающих местную среду. Еще один пример — благотворительный портал ziedot.lv, который учредили Центр НГО в сотрудничестве с Hansabanka. В первый год его существования благодаря порталу были собраны пожертвования на сумму 30 000 латов. Акция SVET тоже принадлежит к этой категории проектов, потому что предприниматели стараются обращаться не только к своим же коллегам бизнесменам, но и к верующим разных конфессий и даже к туристам, посещающим Латвию.

Почему предприниматели так активизировались? Почему они готовы тратить собственные средства на интеграцию? Циники утверждают, что это просто стратегия маркетинга. Возможно, в этом есть доля истины. Хотя я знаю бизнесменов, которые не хотят, чтобы их участие в этой работе как-то афишировалось. По собственному опыту знаю: что интеграция — не та область, где человек или предприятие могут прославиться. Кроме того, имеются другие, более простые и эффективные способы для саморекламы.

Если это не связано с откровенно меркантильными целями, то стоит поискать в другой области. Слышал и такую версию — мол, многие бизнесмены уже пережили фазу "дикого капитализма", связанного с первоначальным накоплением капитала, и теперь им захотелось подумать о "высоком". Другая версия — о том, что многие бизнесмены уже накопили значительные состояния, но ни общество, ни политики не оказывают им должного уважения, потому что богачи думают только о себе.

И все же мне кажется, что дело в другом: бизнесмены — часть нашего общества, и у них есть дети, которые будут жить здесь и дальше. Предприниматели хотят, чтобы в обществе царили мир и благополучие. Будем надеяться, что эти тенденции будут развиваться, и что как политики и СМИ их поддержат.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!