Wall Street Journal, издание финансовых кругов США, дружески похлопал Латвию по плечу. И посоветовал Ирландии брать с Латвии пример.

То есть, строго выполнять рекомендации Международного валютного фонда.

"А жизнь-то налаживается…"

По мнению издания, после провала 2008-2009 гг. в Латвии наметились первые позитивные признаки: "Но вот латвийская экономика неожиданно показывает 2,7% роста в третьем квартале, безработица сократилась до 19,4%, а экспорт вырос на 38% по сравнению с предыдущим годом… Скандинавские банки были положительно удивлены, а премьер Валдис Домбровскис даже был избран на второй срок".

Нас призывают кричать "ура", но мне это напомнило старый анекдот о бедолаге, решившем повеситься. Денег нет, работы нет, жена ушла, похмелиться нечем и не на что, курево кончилось… Встает он на табуретку, накидывает петлю на шею, и вдруг замечает "бычок" под диваном. Снимает петлю, слезает с табуретки, закуривает с наслаждением и говорит: "А жизнь-то налаживается!.."

Я в цифры статистики мало верю, они превратились в инструмент зомбирования. Когда направо и налево раздавались халявные кредиты, тоже приводились цифры и "доказательства", что экономика якобы бурно растет. А потом вдруг выяснилось, что это не экономика растет, а раздувается ипотечный "пузырь".

Приведите мне хоть одну реальную причину, почему вдруг сократилась безработица. Что — где-то появились новые заводы или загудели-задымили старые, пышно расцвела сфера обслуживания, туристы заполонили Латвию?

Снижение безработицы на 1% означало бы, что 11-12 тысяч экономических активных жителей в течение месяца нашли работу в Латвии (при том, что никто ее за тот же период не потерял). Возможно в это поверить? Только под гипнозом.

Чемпион Европы по безработице

Цифрами манипулируют, чтобы люди верили в правительство и в "спасительные" рекомендации МВФ. Латвийская статистика вообще манипулирует с размахом. Знаете, сколько в Латвии было безработных, например, в январе этого года? Согласно данным нашего Государственного агентства занятости (ГАЗ) -16,6% экономически активного населения. А вот европейское агентство Eurostat в том же январе зафиксировало безработицу в Латвии — 22,8%. Разница — 6,2%.

Ладно бы расхождение было в какой-нибудь цифре после запятой… Но расхождение больше 6 процентов?! 70 тысяч неучтенных безработных?!

И такая же картина весь 2010 год. В феврале наш ГАЗ показал 17,1% безработных, а Eurostat — 21,7%. Март: 17,3% у ГАЗа, 22,3% у европейского агентства. И так далее. Сейчас по латвийским данным, безработица рекордно опустилась аж до 14,3%, а Wall Street Journal пишет 19,4%, указывая, что до этого вообще было больше 20%…

Вероятно, несовпадение объясняется тем, что Государственное агентство занятости учитывает не всех, кто остался без работы, а лишь тех, кто зарегистрировался в статусе безработного. Поэтому я и называю латвийскую статистику не откровенным враньем, а манипуляцией. Не называйте, уважаемые, свои данные "числом безработных в Латвии", а сообщайте, что на бирже труда зарегистрировалось столько-то.

Если же говорить о реальной безработице, то Латвия, по данным Eurostat, — чемпион Европы по числу безработных в 2010 году.

Похвала рабству

Я обратил внимание, что ни одна статья в западных изданиях, посвященная Латвии, не обходится без похвалы в адрес премьера Домбровскиса. Кажется, скоро нашего скромного бухгалтера выдвинут на какую-нибудь престижную международную премию. "За спасение Европы" или что-нибудь в этом роде…

Что верно, то верно: латвийское правительство показало себя самым послушным исполнителем воли международных кредиторов. Долговые обязательства блюдет и даже со рвением. Не дай бог, шведские банки чего-то недополучат, и несчастному шведскому пенсионеру, чьими деньгами эти банки азартно играли в Латвии, придется выпивать вечерком перед телевизором не две бутылочки пива, а одну. Это ж настоящая трагедия!

А то, что жители Латвии, даже потеряв заложенную квартиру или землю, остаются с долговой петлей на шее, — это, считает наше правительство, результат их собственного неразумия.

Не все правительства в мире такие послушные. Президент Эквадора Рафаэль Корреа в 2008 году заявил, что его страна отказывается выплачивать долг, по крайней мере, в полном объеме (около 10 млрд долларов на тот момент). Кредиты, заявил Корреа, были навязаны стране Всемирным банком и МВФ. Народ Эквадора не должен страдать из-за того, что предыдущие правительства по своей глупости и продажности нахапали кредитов, которые невозможно вернуть.

Интересно, что Корреа -- человек иной биографии, чем, допустим, бунтарь Уго Чавес. Биография у него вполне "правильная": выпускник престижного университета Иллинойса, доктор экономики. По идее он должен был, как Домбровскис, терпеливо разъяснять своему народу необходимость выполнения международных долговых обязательств… Но патриотизм, сочувствие к страданиям своего народа оказались сильнее.

Правительство компрадоров

А патриотичны ли наши власть имущие? Нет, они — компрадоры. Раньше это слово широко использовалось, даже школьники его знали, но в последние время оно почти исчезло из употребления.

В ХIХ веке европейцы, жившие в Восточной Азии, называли компрадорами местную прислугу, которую посылали на рынок торговать привезенными товарами. В ХХ веке слово "компрадор" стало общим названием для той части буржуазии и бюрократии стран Азии, Африки и Латинской Америки, которая интересы иностранных господ ставила выше интересов своих народов.

Латвийское правительство — компрадорское. И национализм здесь ничего не меняет: этнические националисты среди компрадоров — не редкость. В таких случаях действует что-то вроде такого пакта: мы исправно платим по кредитам и выполняем все команды "большого брата", а "большой брат" не мешает нам держать в узде этнические меньшинства, инородцев и т.п.

Повод для оптимизма

Настоящий, а не фиктивный повод для надежды и оптимизма, дают не мнимые показатели сокращения безработицы, а совсем другие цифры. Латвия занимает третье место в мире (!), уступая лишь Японии и США, по числу патентов на душу населения.

Пускай не все эти изобретения такого выдающегося уровня, как, допустим, ремантадин и милдронат. Все равно, третье место в мире -- это третье место в мире. Оно говорит о том, что, во-первых, советское техническое образование было супер, а во-вторых — в Латвии полно толковых, изобретательных, образованных людей. Загубить экономику страны, имея такой человеческий потенциал, -- это надо сильно постараться.

В чем главная проблема того же Эквадора, как и вообще стран "третьего мира"? Даже если к власти приходит умный, энергичный лидер, искренне желающий добра своему народу, ему не на кого опереться. Как правило, нет ни своих ученых, ни инженеров, очень мало врачей, учителей… Нет интеллигенции, которая могла бы своими знаниями продвинуть страну вперед. Эту интеллигенцию еще надо создать, а на это уходят десятилетия.

В Латвии — прямо обратная ситуация. Здесь были и пока еще остаются люди, обладающие знаниями и способностями. Но нет правительства, которому эти знающие и способные люди интересны.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!