Фото: LETA
Люблю я, друзья, на досуге почитать протоколы Центральной избирательной комиссии. Много любопытного там можно найти. А особенно, если их еще загнать в "эксел", да поковыряться…

Вот, скажем, очень интересно посчитать плюсики/вычеркивания у разных партий. По этим плюсикам/вычеркиваньям можно нарисовать портрет избирателя.

Добрее быть надо!

Я тут свел в табличку семь наших самых известных партий (пять из них попали в Сейм). И посчитал для них два параметра: "активность" — количество этих самых плюсиков/вычеркиваний в среднем на один бюллетень. И "позитивность" избирателя — разницу между количеством плюсиков и вычеркиваний в среднем на один бюллетень.

Что получилось: самый активный (и знающий) избиратель — у Шлесерса. У него на один бюллетень в среднем больше 4 отметок. То есть шлесеровский электорат не бросает тупо в урну бюллетень, а читает его, пыхтит над ним, кого-то вычеркивает, кому-то плюсики ставит. Но у него же — и самый злобный избиратель. Количество вычеркиваний превышает количество плюсов значительно. "Позитивность" его электората — резко отрицательная. Не любит шлесеровский избиратель своих кандидатов. То есть саму-то партию вроде любит (раз голосует за нее), а конкретных представителей — ненавидит.

Второй по нелюбви к своим кандидатам в депутаты — Союз "зеленых" и крестьян. У него тоже количество вычеркиваний превышает количество плюсов. Правда, несильно. Впрочем, если вдуматься, обе эти партии — "олигархические", бизнесменские. А бизнесмены — народ сведущий. Читают список кандидатов от своей партии и сразу видят, что половина там — жулики и проходимцы. С ними они в бизнесе пересекались. И рука тут же тянется вычеркнуть, вычеркнуть, вычеркнуть…

Самый неактивный избиратель — у Партии реформ Затлерса — всего 2,4 отметки в среднем на бюллетень. А какие еще варианты? Из сотни кандидатов от Партии Затлерса латвийский народ знает разве только самого Затлерса и еще Домбровскиса. Правда, это не тот Домбровскис, которого знает латвийский народ, но это уже не важно. Фамилия знакомая — и достаточно. Потому крестики и вычеркивания этот избиратель ставил, скорее всего, руководствуясь благозвучностью фамилии.

Самый добрый и ласковый избиратель у Центра согласия. На одно вычеркивание — почти 5 плюсов. Почти такой же — у ЗаПЧЕЛ. Русские — они добрые внутри. Кстати, латыши, добрее быть надо! И все у вас получится.

К сожалению, еще не пришла статистика по отдельным участкам. Эти списки тоже интересно читать, особенно у малых партий. Там сразу можно вычислить, где живет тот или иной кандидат в депутаты. Скажем, видишь, что на каком-то "Элейском пагасте" за депутата Вилиса Скую кресты поставили аж пять человек. А у всех остальных депутатов в списке — ровно по пять вычеркиваний. И сразу понятно: тут голосовал сам Вилис Скуя со своей семьей. Себе крестик ставил, а всех остальных вычеркивал.

Особенности национального вопроса

В последние годы на каждых выборах при подведении итогов появляются смелые утверждения. Партия Центр согласия уверенно заявляет, что "за нас кроме русских голосовали и латыши". На этот раз они даже назвали конкретную цифру — 15%. До сих пор им вторила Партия Шлесерса, утверждавшая, что за них кроме латышей голосовали и русские. Правда, на последних выборах компания Шлесерса полностью пролетела, и про русских им уже хвастаться неудобно…

Нет, я не против дружбы народов. Но откуда они все это взяли? Голосование у нас пока анонимное. Как они это рассчитали? Я слежу за выборами, читаю статистику CVK и никак не могу понять… Я даже свел в табличку пять последних сеймовских голосований, постаравшись выделить там партии, имевшие русский окрас.

Примечание: были еще два Сейма: 5-й и 6-й. Но там какой-либо конкретной "русской" партии не фигурировало. В 5-м Сейме — вообще не было. А в 6-м была такая Партия народного согласия. От нее в Сейм попали Янис Юрканс, Владлен Дозорцев, Людмила Куприянова, Янис Урбанович и некто по имени Леонард Сташс. Плюс еще была Латвийская русская партия граждан. Но она никуда не попала.

Итак: заметное русское политическое движение сформировалось в 1998 году в виде Партии народного согласия. Тогда же оно получило приличные 16 мест в 7-м Сейме. В следующем, 8-м Сейме уже выступало объединение ЗаПЧЕЛ, поимевшее реальный успех — аж 25 мест. И это с учетом, что 3 возможных места у него отожрали Русская партия Михаила Гаврилова и журавлевская Родина, не набравшие проходные 5% и не попавшие в Сейм. Прошли бы — получили бы вместе 28 мест.

В 9-м Сейме русские потеряли часть электората. Пчелы с ЦС разругались, пошли воевать каждый за себя, опять вылез Юра Журавлев и опять в Сейм не попал. Короче, в сумме Пчелы с ЦС набрали тогда 23 мандата. Избиратель это размножение почкованием не одобрил и "проголосовал ногами".

Ну и два последних голосования — за 10-й и 11-й Сеймы. Если посчитать избирателей, голосовавших за Пчел и ЦС, в сумме получится примерно одинаковое число: 265-267 тыс. Соединись они обе в одну партию, оба раза получили бы по 32 депутата. И все!

В 2002 году за русские партии голосовали 207 тыс., а в 2011 — 267 тыс. Разница — 60 тыс. А с 2002 по 2010 гг. в Латвии появилось еще около 90 тыс. новых русских граждан методом натурализации. Ну и где здесь 15% латышей, которые вдруг "проголосовали за ЦС"? Я их не вижу.

В принципе, сие предположить можно, но тогда следует предположить, что 15% (а то и больше) тех же русских граждан откочевали от ЦС голосовать за латышские партии. За Вису Латвияй, наверное?

Определитель "свой/чужой"

Конечно, верить в "дружбу народов" и "новую общность" — советский, тьфу… латвийский народ очень хочется. Но рекомендую поглядеть еще раз на таблицы CVK. Там очень легко можно проверить, какие национальности за какие партии у нас голосуют.

Открываете любой список любой партии и щелкаете на "Punkti sakārtot" — это когда кандидаты в депутаты размещаются по количеству набранных ими плюсов-минусов. И сразу можете определить, на какую партию вы попали. Если внизу с максимальными "вычеркиваниями" образовались русские фамилии, то партия — латышская. И наоборот: если латыши внизу — партия русская.

Есть, конечно, исключения вроде Алексея Лоскутова в Единстве, Яниса Адамсонса в ЦС или Вячеслава Домбровского у Партии Затлерса. Но последний, ИМХО, не был вычеркнут латышами за фамилию, сильно похожую на фамилию нынешнего премьера Валдиса Домбровскиса. Кто-то решил, что родственник. Кто-то просто спутал, решил, что тот самый. Вячеслав, Валдис — не для всех сразу видна разница.

Кстати, еще советую обратить внимание, что "непрофильные" фамилии съезжают вниз по списку не из-за того, что им "плюсиков" не хватает. А из-за того, что их слишком много народа вычеркнуло. То есть увидел человек "чужую" фамилию — и вычеркнул. Русские — латышскую, латыши — русскую. Так и живем.

Что радует

А радует, что потихоньку умнеет народ. Вот ЦСовский избиратель повычеркивал из своих списков юных клоунов вроде Эдуарда Грубевича, Алексея Холостова и Митрофанушки Слободяна. Не помогла им реклама, рассчитанная на олигофренов. А может, и наоборот — сработала в минус.

ЗаПЧЕЛьский избиратель крепко "опустил" со второго места в списке на 12-е "иудушку" Сваткова. Максимальное количество вычеркиваний от избирателей получил хитрован — вдвое больше среднего. Пчелы, конечно, и сами в Сейм не попали, но Сватков не попал в квадрате. По полной не попал!

Латышский избиратель порадовал выпиливанием Сармите Элерте и полным сливом в унитаз Гирта Валдиса Кристовскиса. У последнего — рекорд страны — 14,5 тысячи минусов. Каждый третий представитель его электората дал ему пинка под зад. Может, на этом наконец закончится его славная политическая карьера? Ведь 5 сеймов уже, еще Европарламент…

А вообще, мне нравятся частые выборы. Стоят недорого — 2 миллиона, по лату с носа, два раза на трамвае прокатиться. А сколько удовольствия!

Автор участвует в дискуссии на сайте ImhoClub.lv.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !