У некоторых племен североамериканских индейцев есть праздник под названием "Патлач", в ходе которого принято избавляться от частной собственности. Причем не продавать, не дарить, а просто уничтожать методом выбрасывания, порчи и сжигания. При этом индейцы танцуют вокруг костра, стучат в там-там и очень радуются. Обычай сей имеет под собой рациональную основу: налегке кочевать легче.
Говорю вам точно: нашу страну в самом ближайшем будущем ожидает большое переселение, которое власти тщательно скрывают. Судите сами: на прошлой неделе латвийское государство избавилось от своего пакета акций Сбербанка. Не продало, а именно избавилось, очевидно, что эти акции ему просто жгли руки. Иначе как объяснить, что в аукционе (именно в аукционе!) участвовал только ОДИН покупатель. И тот — анонимная оффшорка с Виргинских островов. (Можно себе представить, какая бурная была торговля.) В результате 25% акций ушло за 4 миллиона. Много это или мало? Не знаю, но цена одной акции оказалась 1,81 лата. А совсем еще недавно другой совладелец Сбербанка — Арнольд Лакса продал свои акции по 4,9 лата за штуку. Если помножить на количество, получится, что мимо госбюджета прошло примерно 7 миллионов.

Сделка эта вызвала волнение в Вентспилсе. Давно мы уже не слыхали ничего интересного от нашего мэра-нефтяника, а тут прорвало. Афера это, заявил Лембергс, обман один и мошенничество оффшорное. А скрывается за оффшоркой не кто иной, как вице-премьер Айнар Шлесерс. Он подстроил так, чтобы прибрать Сбербанк по дешевке. С чего это наш Лембергс так на оффшоры ополчился? У самого в Вентспилсе этого добра немерено. Взять, например, главного акционера "Вентбункера", который владеет "Вентспилс Нафтой"! Кто его хозяин? Тоже анонимная оффшорка. Кстати, упомянутый Лембергсом Айнар Шлесерс при каждом удобном случае тычет, что за "бункером" стоит Лембергс. Так вот и бубнят оба: "оффшор" — "сам оффшор", "дурак" — "сам дурак". Прямо как дети, прости Господи.

Впрочем, всплыли еще некоторые интересные подробности латышско-индейского народного праздника "Патлач" с продажей Сбербанка. Оказывается, буквально за день до аукциона некий акционер Ансис Сормулис подал в Вентспилсский суд иск, в котором потребовал не допустить продажу акций. Мотивируя это тем, что он, Ансис, имеет как акционер право первой руки при покупке. Судья сначала удовлетворил требование, а потом отменил свое решение. Более того (внимание!) он отменил его ночью! Мало кто знает, но в нашей латвийской юстиции есть такой институт дежурного "ночного судьи". То есть некоторые дела наше правосудие рассматривает по пять лет (и этот срок еще не является предельным), а по некоторым, суд заседает в режиме "скорой помощи" в любое время суток. Интересно бы знать, какой телефон у такой экстренной судебной помощи? "01" — пожарные, "02" — полиция, "03" — медики… Может быть "06", так сказать, "шестерка"? Я не знаю.

А вот наш министр юстиции Айвар Аксенок знает. Именно он, как оказалось, звонил судье. А Аксенока в свою очередь об этом попросил министр экономики Юрис Луянс, однопартиец упомянутого выше Арнольда Лаксы. Круг, как видите, замкнулся. Здесь уже комментировать нечего, коль скоро судья принимает решения по звонку в соответствии с партийной необходимостью. Что ж по какому-то паршивому банку вздыхать, когда, собственно, приватизирован Закон и юстиция?

В заключение можно только упомянуть реакцию нашего несгибаемого борца с коррупцией премьера Репше. Ему бы волосы рвать, рыдать горестно, а наш премьер публично выразил свою радость. Вот, сказал, как хорошо получилось: первая большая сделка по продаже госсобственности у нового правительства! Родной Сбербанк ушел за треть цены каким-то диким островитянам (а вдруг они людоеды?), а он радуется…

Ох, неспроста это, будем мы всей страной кочевать, поверьте.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !