Foto: Publicitātes foto
Летом в интервью IMHOClub.lv наш президент Андрис Берзиньш сказал, что в ближайшее время Евросоюз ждут большие перемены, что модель управления будет меняться. Заинтриговал...

С тех пор я думаю, а КАК? Как бы так поменять модель Евросоюза, чтобы она заработала. И ответа у меня нет. Как ни кручу, получается, что ЕС нужно распускать. И чем скорее, тем лучше.

Ведь что мы сейчас наблюдаем. Отношения между странами союза сильно напоминают воплотившийся лозунг советских строителей коммунизма – «От каждого — по способностям, каждому – по потребностям». ЕС каждые полгода принимает «судьбоносные решения» по разным Стабилизационным программам. В очередь за «вспомоществованием» вслед за Грецией и Ирландией встал Кипр, скоро подтянется Испания, а там и Италия.

Богатые страны сбрасываются деньгами и дают их тем, кто не сводит концы с концами, но реально никакой стабилизации не получается. Деньги уходят на тупое затыкание дыр и проедание, долги растут без всяких перспектив их отдачи. Госдолг еврозоны уже подошел к 90% ВВП. В народе в таком случае говорят – не в коня корм.

А почему, собственно, так получилось? Ведь, казалось бы, ЕС с точки зрения рыночной экономики – прогрессивная штука. Открытые границы, свободное движение капитала, рабочей силы, товаров. Никаких таможенных препонов на торговлю, которая, как известно – двигатель прогресса… Почему экономическая свобода дала не всплеск развития, а наоборот – стагнацию, долги и разорение?

Скажите, а не напоминает ли вам сейчас Евросоюз простой советский колхоз? Мне лично – до боли напоминает.

Давайте попробуем решить арифметическую задачу. Условия:

1. Народы — разные (по очень многим параметрам, но возьмем для простоты один — трудоспособность). Трудоспособность у разных народов разная, это связано с кучей причин от истории и климата до уровня образования и менталитета. Анализировать не будем. Но раз, трудоспособность по факту разная, производительность труда в этих странах тоже будет различаться. Отсюда по идее — уровень жизни должен быть разным. Что пока и имеет место быть.

2. Границ — нет, происходит свободное перетекание капитала, мозгов и раб. силы из страны в страну. И по простому закону сообщающихся сосудов капитал, мозги и раб. сила перетекают в страны с более высокой производительностью труда и более высоким уровнем жизни.

3. Результат: страны с низкой производительностью труда еще более деградируют, их отставание от более развитых стран увеличивается. Процесс сей идет полным ходом, и уже очевидно, что кончится это полным крахом для отстающих стран. У такого краха есть два варианта:

а) греческий — безумный гос. долг, дефолт, социальный взрыв, исключение из Еврозоны и, вероятно, из Шенгена, а потом из единой экономической зоны Греция сама уйдет;

б) латвийский — отъезд населения на батрацкие работы за границу (без возврата), катастрофическое старение оставшегося народа, тихое угасание страны.

4. Наводящий вопрос: как сия проблема решалась в доеэсовскую, дошенгенскую эпоху? Очень просто — границы. Плюс свои естественные регуляторы — валюты. В начале 90-х Греция (как и Латвия) были дешевыми странами Европы. Ни там, ни там напряженно не работали, но и мало ели. Свою не шибко эффективную экономику от конкурентного импорта защищали мерами протекционизма. И все были довольны.

5. Но границы открыты полностью, собственных регуляторов — валют не стало... Заставить греков или нас работать, как немцы, невозможно. Ну, нельзя из греков сделать немцев в принципе. И результат — налицо. Сейчас Грецию тупо кормят деньгами, пытаясь просто отсрочить неизбежный коллапс. Латвия же набрала разных кредитов в разных МВФах, отдать которые не сможет никогда.

Вопрос задачи: что делать? Есть три варианта на выбор:

1) продолжать и дальше подкармливать страны с низкой производительность труда деньгами стран с высокой производительностью. Но бесконечно так тянуть не получится. Это — голый социализм, уравниловка. СССР уже доказал всему миру, что такая схема если и работает, то не долго;

2) попытаться «развить» недоразвитые страны при помощи подстегивания их экономик централизованными вливаниями денег — так называемая «когезия». Была такая утопическая мечта, что достаточно в Греции или Латвии построить современный завод, и греки и латыши тут же начнут работать столь же производительно и качественно, как немцы. Идея совершенно очевидно провалилась – не начали, хотя денег на «когезию» потрачено немерено.

Впрочем, все эти еврофонды, «структурные» и «когезионные» деньги до реальной экономики вообще не дошли. Единственный их зримый эффект – кое-где появились кое-какие километры обновленных автодорог. Ну и еще крестьяне получают кое-какие дотации, что на производство сельхозпродукции никак не влияет. Ни на ее количество, ни на ее цены, ни на качество;

3) ввести централизованное европейское правительство, единое (строгое) налоговое законодательство, жесткий контроль над бюджетами и тупо силой заставить разных греков жить по средствам…

И какой у вас будет ответ?

Главный донор Евросоюза – Германия выбрала третий вариант. Германский канцлер Ангела Меркель продвигает его изо всех сил… Положим, ей это удастся продвинуть, и в ЕС реализуют жесткую структуру управления по типу СССР, где все решения принимаются в Москве. И оттуда же их выполнение строго контролировали.

Но что это даст? В СССР тоже были регионы-доноры и регионы, в которых уровень жизни приходилось поддерживать постоянными вливаниями. ЕС (немцы с французами) в обмен на централизованное управление ТОЖЕ будут до конца жизни подкармливать отстающих? Тогда свершится окончательная победа коммунизма, замысленная еще Карлом Марксом. От каждого по способностям, каждому – по потребностям. Ура?

Если не ура, и немцы согласны только управлять Евросоюзом, а бесконечно кормить греков и латышей не согласны, тогда возвращаемся в начало задачи — к открытым границам. Из страны с жесткой экономией капитал, мозги и раб. сила побежит с удвоенной скоростью. И все равно придется кормить. Если не слабую раб. силу, то хотя бы оставшихся нищих пенсионеров.

Вот как-то бы сделать так, чтобы в Греции и Латвии жизнь снова стала дешевой, как в начале 90-х годов. Чтобы их низкая производительность труда (и соответствующие зарплаты) компенсировались малыми расходами…

Но как это сделаешь? Границы-то открыты, а при открытых границах невозможно сделать так, чтобы цены на товары и услуги отличались в разы.

Значит, единственный вариант — снова закрывать границы, возрождать таможни и вводить свои валюты. А что мы тогда будем называть Европейским Союзом? На территории бывшего СССР уже есть такой союз. Называется он СНГ. Короче, лично я не вижу никакого иного выхода. И мой прогноз: ЕС в нынешнем виде не проживет и 5 лет.

П.С. Поклон вежливости в сторону греков: ничего не имею против уважаемой греческой нации и греческого стиля жизни. В стране, которая на 70% состоит из средиземноморских курортов, работоголиком быть трудно. Да и нужно ли? Ведь не пахотой единой и не деньгами измеряется радость от жизни.

Автор участвует в дискуссии на портале IMHOClub.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!