На протяжении последних 15 лет антиутопия расцвела пышным цветом на литературных полях, но вот только сюжеты не отличались разнообразием. Авторы эксплуатировали два основных сценария: военный переворот и грядущая диктатура или дезинтеграция страны, вызванная "парадом суверенитетов".
Для обоих сценариев были основания. Знаменитое ельцинское "берите суверенитета, сколько хотите" и впрямь грозило возвращением к феодальной раздробленности. Ну, а приход жесткого диктатора — напрашивающееся явление в стране, где царит разруха. Прежде всего, "разруха в головах", как говорил профессор Преображенский.
И только в конце 90-х в русской фантастике появились антиутопии, в которых Россия оказалась бессильной против внешнего вторжения. Теперь же этот сценарий становится все более актуальным. Что если году в 2012-м кто-то рванет ядерную боеголовку в центре Лос-Анжелеса, и ситуация будет такова в мире, что пальцем укажут на Россию? Именно так и происходит в романе Олега Кулагина.
Россия ничего не может противопоставить американской военной мощи. США при поддержке Европы захватывают страну, свергают ее правительство и делят огромную территорию на множество самостоятельных государств, во главе которых становятся марионеточные удельные князьки, в которых узнаются фигуры политических деятелей "ельцинской когорты".
Кругом нищета, коррупция и беззаконие. Отчаянные попытки населения сопротивляться оккупантам топятся в крови "национальными армиями" — сами американцы отнюдь не горят желанием проливать свою кровь, воюя с повстанцами. Главный враг участников Сопротивления — Служба Охраны Конституции (СОК), попросту говоря, полицаи образца Великой отечественной, но только куда совершеннее в техническом плане.
Повстанцы загнаны в подполье, в подземные катакомбы и сети метро умирающей, приходящей в мерзость запустения Москвы. Партизаны порой неотличимы от уличных банд, но все же они делают свое дело, и еще посмотрим, кто кого! "Молодая гвардия" forever.
Никогда нельзя сказать, сгущает ли краски писатель или недалек от грядущей истины. "Жила-была одна страна…" — так начинается великий фильм Эмира Кустурицы "Подполье", грандиозная антиутопия о судьбе Югославии. Так вот в 1995-м, когда он снимался, Югославия, по крайней мере, все еще существовала, а теперь ее — нет. Назначенный Кулагиным 2012 год не за такими большими горами.
- ТЦ Alfa (Бривибас гатве 372)
- ул. Гертрудес 7
- ул. Персес 13
- ул. Дзирнаву 102
- ТЦ Dole (Маскавас 357, 2-й этаж)
- ТЦ Talava (Сахарова 21)
- ТЦ Origo (Стацияс лаукумс 2, 1-й этаж)