В Алуксне всегда был "военным" городом — здесь квартировали царские войска, стояли воинские соединения первой республики и советские части. Теперь же здесь, по меткому выражению местных офицеров, расположен Ист-Пойнт: по аналогии с американским Вест-Пойнтом, самое восточное учебное заведение, в котором готовят солдат для армии НАТО.

До 1992 года здесь была советская учебка — Школа младшего офицерского состава, о которой сегодня напоминают МиГ-15 да пожарный стенд, ведра которого в красный цвет, возможно, красили будущие советские вертолетчики. Потом приказом за подписью Талавса Юндзиса в Алуксне был создан Батальон мобильных стрелков, который в 2006-м превратился в Школу пехотинцев. То, что можно увидеть внутри школы (а здесь проводятся дни открытых дверей), несколько переворачивают привычные представления об армии.

Начать с того, что школа наглядно демонстрирует то, что минобороны не должно жаловаться на отсутствие финансирования. Учебные классы оборудованы проекторами, часть зданий отремонтирована, медицинский блок, говорят, оснащен самым современным оборудованием. Лингофонный кабинет, судя по фотографиям, помогали обустраивать коллеги по североатлантическому альянсу.

image

Правда, симулятор — зал, в котором солдаты имитируют стрельбу в боевых условиях — все же пришлось разрабатывать самостоятельно. Покупать готовое решение очень дорого, рассказывает старший лейтенант Василий Колегов. Поэтому систему, которая позволяет превратить боевое оружие в подобие лазерного тира (с выводом результатов на компьютер офицера и счетчиком истраченных патронов) собирали местные умельцы. К сожалению, именно в пятницу проектор, который обеспечивает стрелков мишенями, так что увидеть ее в деле не удалось.

Порядки в армии теперь тоже другие.

image

В латышской речи старшего лейтенанта Василия Колегова слышен акцент, но не русский, как можно было предположить, а американский. Школа обрастает традициями — это и парады, и праздники, и клятвы. От одной традиции, правда, пришлось отказаться: раньше призывники зимой строили для местных детишек снежные крепости. Теперь призыва нет, и строительство прекратилось. Такой вот неочевидный минус профессиональной армии…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!