Foto: LETA
Каждый избиратель во время голосования имел возможность поставить "плюсик" напротив фамилии любимого кандидата или вычеркнуть его. Эти отметки имеют самое прямое отношение к процессу выборов — от них зависит количество голосов, которые получает не список в целом, а конкретный депутат. Чем больше "плюсиков" и чем меньше "вычеркиваний" — тем больше голосов отдано за конкретного кандидата.

Ну а количество голосов оказывается критичным при определении, какой именно депутат и от какой партии проходит в городскую или краевую думу. Единственное, на что эти отметки никак не влияют — это на распределение должностей, включая и должность председателя. Тут депутаты решают сами — но только уже избранные.

Несмотря на то, что в большинстве случаев лидеры списков или те депутаты, что находятся в верхней его части, предсказуемо набирают больше всего голосов, без аномалий на этих выборах не обошлось.

Так в Юрмале лидер "Согласия" Никита Никифоров понравился избирателю меньше, чем Лариса Лоскутова. А номер 17 в списке "Тебе, Юрмала" Улдис Кронблумс волей избирателей оказался третьим по числу голосов, отданных за партию — и прошел в Юрмальскую городскую думу.

Те же "чудеса в решете" случились и в Елгаве, где Ивар Яковелс из "Согласия" "недобрал" благодаря отметкам избирателей менее 100 голосов и стал номером два в списке. А Андрей Эйхвалд из этой же партии волей избирателя с 16-го места на списке вошел в топ-3 и, соответственно, в городскую думу.

Но самые крутые взлеты были в Риге. Во-первых, лидер Новой консервативной партии Юта Стрике не набрала больше всего голосов, ее опередил Янис Борданс. Но интереснее то, что благодаря отметкам избирателей Лаурис Эренпрейсс ("Единство" взлетел с 21 на 4 место, Вячеслав Степаненко ("Согласие"/ЧСР) — c 22 на 6, Марис Мичеревскис (Латвийское объединение регионов) с 63 на 6, Оскар Путниньш (ЛОР) с 33 на 7, Виестурс Зепс (ЛОР) с 25 на 8, Ансис Ансбергс (ЛОР) с 27 на 9, Ефим Клементьев ("Согласие"/ЧСР) c 53 на 11… и это еще не все примеры. Полностью изучить списки депутатов Рижской думы (и других городов) со всеми их плюсами и минусами можно здесь.

Чтобы наглядно показать, как одобрение или гнев избирателя влияют на голоса, мы включили Яковелса, Никифорова, Стрике и Андриса Америкса в графики. В остальном же в них — первые номера каждой партии и процент избирателей, которые одобрили их или поругали. Отметим также, что Лиепая оказалась единственным городом, где действующий мэр не сумел набрать больше всего голосов — уступил буквально 45(!) голосов из 10 тыс. Янису Вилнитису.

Конечно, измерять все в абсолютных числах было бы некорректно (ведь, например, за Нила Ушакова проголосовало более чем в 20 раз больше людей, чем за Айвара Лембергса), поэтому популярность мы пересчитали в проценты. Так честно!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!