Как хотите, но в качестве знакового события недели Kb выбрал голосование в комитете городского развития Рижской думы по памятнику Петру I. После того как блок Dzimtene/ Соцпартия поддержал правящую коалицию, политобозревателей мучил вопрос: как далеко может зайти эта поддержка? Ответ получен — до бесконечности.
Скажем сразу: Риге есть за что ставить памятник Петру. Девять раз царь приезжал в наш город, и каждый приезд был связан с чем-то полезным. Он заложил первый общественный парк — тогдашний Царский парк, а ныне Праздника песни. Подарил Риге 12 торговых судов. По его распоряжению стали строить гавань на Саркандаугаве. Еще один сад — диковинный, висячий — на нынешней улице Паласта тоже появился благодаря его указу. Во время одного из приездов от молнии загорелась башня Петра. Так царь одним из первых бросился тушить пожар. Одним словом, если сравнивать заслуги Петра I и узбекского астронома Улугбека перед Ригой, то деяния российского императора будут повесомее. Тем не менее памятник Улугбеку в Риге с недавних пор стоит. А Петр…

"Официально" Петр простоял в Риге пять лет. 4 июля 1910 года памятник открыли. В 1915-м с приближением к Риге фронта его сняли с постамента и морем отправили в Петроград. Небольшой пароход "Сербино", шедший под английским флагом, должен был идти в Моонзунд и, встав перед островом Вормси, ждать военный корабль, чтобы под его прикрытием следовать в Финский залив. Бросив якорь, "Сербино" простоял в ожидании прикрытия целый день. Ночью один из немецких катеров-истребителей потопил транспорт. Петр исчез в морской пучине. Капитан "Сербино" остался жив и сообщил координаты затопления судна. В 1934-м бронзовый всадник был поднят эстонцами, и тогдашняя Рижская городская управа (а это, заметим, времена Ульманиса) решила выкупить его. Выложили кругленькую по тем временам сумму — 15 тысяч эстонских крон. Монумент, конечно, пострадал, но повреждения, по отзывам специалистов, не были серьезными. Историческое место на бульваре к тому времени было уже занято — в 1935 году там установили Памятник Свободы. Городская управа решила подыскать новое. Вскоре его нашли — в саду, который заложил царь, бывшем Царском, который тогда переименовали в Виестура. Но осуществить замысел помешал 1940-й и вторжение немцев…

Только летом 2000 года по инициативе и на деньги предпринимателя Евгения Гомберга началась реставрация. Работали над ней литейщики и скульпторы из Санкт-Петербурга. В августе следующего года реставрация была завершена. Однако незадолго до этого Андрис Аргалис со товарищи решили избавиться от "опасного всадника", подарив его Санкт-Петербургу. Благо повод подоспел — 300-летие великого города. Левая оппозиция и сам предприниматель были против. А вскоре губернатор Петербурга Владимир Яковлев объявил, что отказывается от подарка — питерцев устроит и копия монумента.

В августе 2001-го, в дни празднования 800-летия Риги, монумент, снятый в 1915 году с исторического места, вновь предстал перед взорами рижан. Его установили в саду Кронвалда. И это для очень многих стало самым запоминающимся событием праздника. А через три дня Петра I по команде из думы сняли. Он уехал во двор фирмы Евгения Гомберга Teikas nami, а в Рижской думе разразился скандал. Чуть ли не "петргейт". "Кто позволил явить "врага нации" народу?" — вопрошали националы. С тех пор памятнику, построенному на народные средства, так и не разрешают "показаться на люди".

Дума предыдущего созыва в 2003-м дала было "добро" на переезд статуи в парк Праздника песни, но в последнюю минуту испугалась. "Праздник песни на носу, не поймут…" И все же проект, принятый комитетом развития прошлой думы об установке монумента в саду Праздника песни, никто не отменял. Отменить его решила уже новая дума, точнее — комитет развития.

На заседании комитета Сергей Долгополов и Леонид Курдюмов пытались перенести решение вопроса на другое заседание. По их словам, формулировка содержала юридические неточности. Расчет депутатов из "Нового центра" можно было легко объяснить — в комитете у левой оппозиции примерно половина голосов. В этот раз в заседании участвовали не все, но возможно, что в нужный момент перевес будет у левых, и старый проект оставят в силе. Председатель комитета Эдмунд Крастиньш выставил на голосование два предложения: отложить проект или проголосовать против решения предыдущей думы. За предложение Долгополова проголосовало трое: Долгополов, Курдюмов и Юрий Алексеев (ЗаПЧЕЛ). За отмену решения об установке памятника Петру I — семеро. Среди них "Новое время", "Народная партия", Латвийская Первая партия и примкнувший к ним представитель Русской… нет, наверное, все-таки "Криеву партии" Михаил Гаврилов. Социалист Артур Рубикс воздержался.

Итак, перед нами классическая схема: коготок увяз, всей птичке пропасть. Сначала члены блока Dzimtene/Соцпартия по традиции говорили о том, что будут голосовать только за те решения правящей коалиции, которые совпадают с их программой. Их же избиратель послал в думу, "чтобы работать". Затем наступает стадия, когда голосуются все решения, не наносящие существенного электорального ущерба. А потом — вообще за все, лишь бы правящих не обидеть. В данном случае блок Dzimtene/Соцпартия просто миновал вторую стадию, вступив сразу в третью.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!