Так и жила Литва все это время, оказывая горячее гостеприимство чужеземцам. То площадь именем Джохара Дудаева в Вильнюсе назовут, то представительство независимой Ичкерии откроют. Коренные жители могли только завидовать такому приему. Обучение в местных университетах чеченцы проходили за счет государства.
Однако размеренная жизнь кавказцам быстро наскучила — видимо, несвойственна она им и непривычна. Как только горцы привыкли к новой атмосфере, сразу же стали наводить свои порядки. Первый удар на себя приняли простые литовцы, живущие в местах скопления переселенцев с Кавказа.
Колючка для отвода глаз
В пятидесяти километрах от Вильнюса находится небольшой городок Пабраде. Типичный для одноэтажной Литвы пейзаж: небольшие уютные домики, повсюду сосны и ели, на деревьях гнезда аистов. Перемешанное население. Речь не то польская, не то русская, иногда литовская. Это неудивительно для Восточной Литвы, которая исторически принадлежала то Польше, то России.
Единственное, что сразу бросается в глаза — это длинный бетонный забор с колючей проволокой в самом центре городка. Вдоль забора можно встретить спокойно прогуливающихся чернокожих крепких парней. Или арабов. Это особенно странно смотрится на зимнем заснеженном фоне.
Все дело в том, что в этом городе расположен Центр регистрации иностранцев. Все нелегалы, которые проникают в Литву, попадают в этот центр. Когда-то здесь располагалась советская военная часть. Солдаты ушли, а бесхозные строения были переоборудованы для содержания нелегалов. Непонятно только, для чего колючая проволока: всем нелегалам разрешено свободно покидать центр. Главное — отметиться в учетном журнале, а потом хоть в столицу поезжай. Никто не запрещает, главное, чтобы вовремя вернулся.
Вот это свободное шатание нелегалов и стало главной проблемой местного населения. Если чернокожие братья ведут себя пристойно, то чеченцы, которых в этом центре больше всего, быстро подмяли под себя весь город. За короткое время в Пабраде резко ухудшилась криминогенная обстановка. На государственное пособие кавказцы жить не пожелали, поэтому в ход пошла грубая физическая сила. Местные жители жалуются: то мобильник у школьника отберут, то ограбят и побьют кого-то. А иногда происходят инциденты посерьезнее.
Не так давно "благодарность" за заботу о свободолюбивых кавказцах испытали на себе сотрудники этого самого центра. Недовольные чеченцы стали крушить общежитие, в котором живут, и требовать улучшения условий. Поломали мебель, выбили стекла. Утихомирить буйных горцев смогло только антитеррористическое спецподразделение "Арас", которое срочно выехало на место массовых погромов.
Грабят даже днем
- Проходи-проходи, — немного устало сказал мне директор одноименного с названием города предприятия "Пабраде" Сергей Савельев. — Не ты первый, не ты последний, я эту историю журналистам уже много раз рассказывал.
За неделю до нашей встречи, в конце января, в офис предприятия вломились крепкие парни кавказской внешности. Как говорит директор предприятия, среди белого дня чеченцы избили персонал и, угрожая ножом, забрали ключи от сейфа. Сотрудники фирмы говорят, что в сейфе наличными в тот момент находилось 200 тысяч литов, а это больше 58 тысяч евро.
- Я даже в полицию не успел позвонить по мобильному телефону, его сразу отобрали, — вспоминал недавнее происшествие заместитель директора Мирослав Янушевич.
Офис предприятия по обработке древесины и строительству деревянных зданий "Пабраде" примыкает прямо к Центру регистрации иностранцев. По сути, это продолжение бывшей воинской части: полуразрушенные казармы, во дворике старая поржавевшая бензоколонка. Местные предприниматели облюбовали брошенную территорию. Кто-то организовал сервис-центр, а кто-то, как Сергей Савельев, открыл здесь офис.
29 января, в половине пятого вечера, во дворик перед входом в офис фирмы "Пабраде" группами по два-три человека стали стекаться молодые парни кавказской внешности. Когда количество незваных гостей превысило 10 человек, молодчики напали на персонал. Побили обоих директоров, а потом, выломав дверь в офис, вскрыли сейф.
- Они не учли только одного, — довольно говорит предприниматель. — У нас везде оборудованы камеры слежения. Я дам вам запись, пусть ваши читатели полюбуются, какой беспредел устраивают эти чеченцы среди белого дня.
По словам Сергея Савельева, весь город живет в страхе, непрошеные гости с Кавказа своим поведением запугали все местное население.
- Они постоянно в городе устраивают беспорядки, говорят, что скоро Литвы как таковой вообще не будет, что их скоро станет больше, и здесь будет новая Чечня, а все литовцы будут бояться посмотреть в лицо чеченцу, — гневно рассказывал предприниматель. — Были случаи, когда резали девушек прямо на улице, им нравилось, чтобы на красивом лице оставался шрам на всю жизнь!
По горячим следам, по словам Савельева, в городе сейчас собирают подписи для общего обращения к властям. Жители хотят, чтобы всех нелегалов, неважно какой национальности, не пускали за пределы центра, пока их полностью не проверили и не выдали разрешения на жительство.
- Я просто хочу, чтобы чеченцам, пока им не выдали документов, пока не проверили личность, не давали право выходить за пределы центра, — злился мой собеседник. — У них же сейчас никаких документов нет. А им разрешают спокойно передвигаться по Литве. Отметился — и ушел на сутки. Это получается, сел на автобус до Клайпеды, сделал контрольный выстрел и вернулся обратно. Ведь никто не знает, что это за личности. Может, половина из них — боевики и бандиты. Нормальные люди из своей страны просто так не уезжают. Значит скрываются. Они говорят, что бежали из Чечни из-за боевых действий. Ну, какие в Чечне боевые действия? Официально там нет никакой войны. Даже правительство чеченское.
Если верить директору "Пабраде", то у кавказцев вообще привилегированное положение. В центре их держат всего по три месяца, потом легализуют и отправляют в другой город на постоянное место жительства. А вот чернокожих мигрантов, арабов, русских, белорусов и украинцев держат в центре по шесть месяцев и не выпускают за забор. Даже государственное пособие выдают гораздо меньше, чем горцам. Больше всего Сергей Савельев злится на то, что кавказцев выпускают даже поздно вечером, на ночь.
- Куда на ночь выходить? Зачем на ночь отпускать? Если проверить по журналам, то все выходы у них вечером. Я помню времена рэкета девяностых годов, те бандиты тоже свою "работу" начинали вечером. Садились в машину и ехали по соседним городкам, свой город не грабили.
Другая версия
Удивительно, но, похоже, даже этот случай не охладил любви литовских властей к нелегальным мигрантам с Северного Кавказа. Правоохранительные органы не стали придавать этому случаю большого значения. Корреспонденты литовских изданий провели собственное расследование и едва не оправдали действия чеченцев. Якобы, директор предприятия еще тот "фрукт", который нанимал на работу мигрантов и не спешил выдавать им зарплату. За это горячие горцы и отомстили. И, намекнули некоторые центральные издания, правильно сделали. Чеченцы — гордый народ, и свои права привыкли отстаивать самостоятельно. Сергей Савельев посмеивается над такими публикациями, хотя категорически не стал отрицать, что сотрудники его фирмы получают зарплату не всегда вовремя.
- Ты сам посуди, не заплатит тебе редактор вовремя за твою работу, ты что, его бить и резать пойдешь? Какое тут может быть оправдание?! Оправдывать надо с умом. А эти чеченцы у меня не работали. Иначе бы знали, что есть камеры слежения, — заверил директор "Пабраде".
Одни боятся, другие воюют Однако не все литовцы смирились, что на их территории можно играть по своим правилам. Если в Пабраде, где находится Центр регистрации иностранцев, население терпит выходки нелегалов, то в городе Рукла с агрессивным поведением чеченцев, похоже, никто мириться не желает.
После того, как все документы для мигрантов с Северного Кавказа приводят в порядок, их отправляют сюда — в городок Рукла, который находится в южной части Литвы, недалеко от Каунаса. Там чеченцам предоставлена полная свобода действий. Никакой колючей проволоки здесь нет и в помине.
Местные жители натерпелись от незваных гостей гораздо больше, чем жители Пабраде. В Рукле чеченцы чувствуют себя полностью свободными и конфликтуют с местными жителями открыто. Старожилы пытаются дать отпор особенно наглым кавказцам.
Например, прошлой осенью произошел самый показательный случай такого отпора. В конце сентября в один из баров ворвались 10 мужчин в масках. В руках они держали деревянные палки. Без всяких объяснений и вступлений налетчики стали избивать чеченцев. Били только кавказцев, остальных посетителей питейного заведения не трогали.
После экзекуции люди в масках молча удалились. Полиция сразу возбудила досудебное разбирательство — ведь побили "угнетенных" чеченцев, а не предпринимателя с русской фамилией Савельев. Впрочем, такие методы вразумления едва ли изменят менталитет гостей с Кавказа, даже если учесть, что наглеющие горцы в реальности понимают только закон силы.
А потому самое время задаться вопросом — не возникнет ли со временем в литовских городах, где селятся чеченцы, ситуация подобная той, что сложилась на юге Европы — в Косово?
Вместо послесловия
Самая серьезная болезнь любого общества, способная разорвать его изнутри, — это национальная и расовая нетерпимость. Нет полностью плохих или хороших народов. Это прописные истины. Поэтому нельзя говорить, что все чеченцы в Литве — это сплошные бандиты и боевики, которые прячутся от России. С другой стороны, слепая и бесконтрольная помощь нелегальным мигрантам с Северного Кавказа чревата серьезными последствиями. А в Литве таких мигрантов опекают по принципу "вы враждуете с Россией, значит вы наши друзья". Пока на все случаи агрессивного поведения чеченцев литовские власти смотрят сквозь пальцы. И совершенно непонятно, сколько понадобится еще покалеченных людей или, не дай бог, смертей, чтобы контроль потока нелегальных мигрантов стал более жестким.
СПРАВКА "КП"
Как чеченцы попадают в Литву
Нелегальные мигранты с Северного Кавказа попадают в Литву на поезде Москва-Калининград. Во время остановки в Вильнюсе кавказцы сходят с поезда, и сами сдаются в руки полиции. Просят убежища. После этого горцы попадают в Центр регистрации иностранцев в Пабраде, где начинается их оформление в Литве.
Иногда полиция буквально силой заталкивает беженцев назад в поезд. В этом случае чеченцы некоторое время отсиживаются в Калининграде и в темное время суток пытаются переплыть реку Неман, вдоль которой проходит российско-литовская граница.
После оформления в Литве большая часть чеченцев пытается продолжать свое путешествие в страны Западной Европы. Литва для них является как бы перевалочным пунктом. Но некоторая часть кавказских беженцев здесь все-таки оседает. По неофициальным данным в Литве сейчас проживает около 10 тысяч чеченцев.