После вступления Латвии в ЕС с полок наших аптек исчезли сотни дешевых препаратов, произведенных в странах Восточной Европы. Однако по мере того как их производители стали получать европейский сертификат, многие из исчезнувших медикаментов возвращаются в наши аптеки. Европейскую прописку уже получили нитроглицерин, активированный уголь, цитрамон и др.
Процесс идет

С 1 мая прошлого года в Латвию запрещен ввоз лекарств, у производителей которых отсутствует обязательный для стран Евросоюза сертификат GMP. Таким образом, был остановлен импорт 400 наименований препаратов. Однако глава Госагентства лекарств Янис Озолиньш заявил "Телеграфу", что на потребителях это не должно отразиться. Во-первых, многие производители медикаментов из России и стран СНГ уже подали заявки на получение сертификата, и вскоре, возможно, им будет разрешен ввоз медикаментов в Латвию. "Уже сейчас регистрацию прошли некоторые производители из Болгарии и России", — сказал Озолиньш. Во-вторых, успокаивает он, таблетки восточных производителей имеют зарубежные аналоги. "Если больному нужно какое-то лекарство, единственным производителем которого является завод, не имеющий GMP, пациент может попросить лечащего врача выписать ему рецепт и тогда этот медикамент можно будет заказать и в порядке исключения выдать разрешение на его ввоз в Латвию", — пояснил Озолиньш. В свою очередь, как рассказал "Телеграфу" директор фирмы Briz Александр Райцис, в прошлом году европейский сертификат получили несколько крупных фармацевтических предприятий. Это, в частности, российский завод ICN, который выпускает нитроглицерин, глюконат кальция, активированный уголь и многие другие популярные препараты. Европейскую "прописку" получил и Нижфарм — это предприятие производит в основном мази. Сертификат присвоен также украинскому заводу Stirol (производит в том числе цитрамон). Поданы документы на регистрацию от Борщаговского химико-фармацевтического завода (цефалоспориновые антибиотики). "Насколько я знаю, были проблемы с препаратами в ампулах, но государство пошло больницам навстречу и выдало разрешение на ввоз партии ампул из России", — отметил Райцис.

По словам директора Ассоциации оптовых торговцев лекарствами Дмитрия Юсковца, пытается получить сертификат и украинский завод Фармак (производящий корвалол и валидол).

Представитель оптовой фирмы Beren Илзе Кухта в беседе с "Телеграфом" подтвердила, что многие восточные производители лекарств сейчас упорядочивают свои производства в соответствии с требованиями ЕС и оформляют документацию, чтобы получить доступ на европейский рынок.

Цены меняются

По словам торговцев, многие лекарства восточного происхождения после 1 мая подешевели — запасы на оптовых складах оказались настолько внушительными, что торговцам пришлось сбивать цену, лишь бы успеть продать их до окончания срока годности. Другие же наименования, наоборот, подскочили в цене, поскольку после вступления Латвии в ЕС доставка лекарств из третьих стран стала обходиться дороже. Требуются дополнительные проверки, документация и т.д. По неофициальной информации, в прошлом году Фармацевтическая инспекция даже оштрафовала некоторых торговцев за чрезмерное накручивание цен — ведь, согласно закону, оптовики не имеют права ставить наценку более 15%.

Лекарства становятся добавками

Те же, кто не хочет вкладывать деньги в процесс сертификации, ищут другие лазейки. В частности, некоторые фармпредприятия регистрируют свою продукцию как пищевые добавки, а не лекарства: это можно сделать, не имея GMP. Как в интервью "Телеграфу" рассказал заместитель госсекретаря Министерства здравоохранения Риналд Муциньш, нередко лекарственные препараты из Регистра лекарств перекочевывают в Регистр Латвийского центра продовольствия. При этом, по словам Муциньша, большая проблема для Латвии и для других стран Евросоюза заключается в том, что до сих пор нет четкого определения, что такое пищевая добавка, лечебная косметика или медицинские товары.

Ответственность за регистрацию добавок лежит на Латвийском центре продовольствия (ЛЦП). Как рассказала "Телеграфу" представитель центра Велга Бражневица, с 1 мая 2004 года в центре было зарегистрировано 160 биологически активных пищевых добавок, но сколько из них являются бывшими лекарствами — неизвестно. По словам Озолиньша, в основном подобные метаморфозы происходят с витаминами.

Директор компании Recipe Plus Ивета Лаце в беседе с "Телеграфом" отметила, что на такие ухищрения оптовики идут потому, что рекламировать пищевые добавки гораздо проще, чем лекарства. "Для добавок не нужно специальное разрешение, тогда как для лекарств оно необходимо", — говорит она.

Но и эту лазейку для восточно-европейских медикаментов Минздрав намерен прикрыть. Как "Телеграфу" рассказал директор департамента фармации Минздрава Юрис Бундулис, в ближайшее время будет изменено законодательство, чтобы четко определить границу, что такое добавка, а что — лекарство.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !