ПАСЕ требует от стран-участниц и стран-кандидатов ратификации и соблюдения положений Всеобщей конвенции о правах нацменьшинств. И настаивает на том, что при ратификации стране не следует делать какие-либо оговорки или послабления.
Несмотря на то что пожелания ПАСЕ носят рекомендательный характер и не могут заставить государство принять какое-либо решение, затягивание процесса ратификации все же грозит неприятностями для Латвии.
С начала 2001 года Латвия находится в так называемом этапе постмониторинга. Прямой надзор с нашей страны был снят более 2 лет назад, и при этом, по словам Цилевича, было высказано 7 рекомендаций для улучшения существующей ситуации. Одно из главных пожеланий — ратификация конвенции. "Возникает обоснованный вопрос: почему Латвия не хочет ратифицировать конвенцию? Напрашивается вывод, что Латвия не хочет брать на себя обязательства, докладывать о ситуации с защитой прав нацменьшинств и давать структурам ЕС право ее оценивать", — делает вывод депутат. Позиция политической элиты Латвии может привести к тому, что мониторинг может быть возобновлен, считает Цилевич. При этом депутат очень сомневается в том, что правительство в его нынешнем составе решится на ратификацию конвенции.
Цилевич вчера сказал и о том, что визит русских школьников из Латвии в Брюссель явно показал, что политическая элита нашей страны не хочет обращать внимание на проблемы нацменьшинств. Дети гораздо свободнее чувствовали себя в общении даже с очень высокопоставленными еврочиновниками, чем с родными депутатами.
Цилевич сожалеет о том, что "российские депутаты перед выборами пытались в Страсбурге использовать визит латвийских школьников в собственных политических целях". Но повлиять каким- либо образом на Владимира Жириновского нельзя, считает Цилевич, и нужно думать о том, как отстаивать свои интересы.