Известный экономист, президент "Дзинтарса" о причинах инфляции, бедности и роста экстремизма в стране.
"В нашей бедности и инфляции виноват не Евросоюз, а… коррупция, непрофессионализм, безответственность и беспринципность латвийских госчиновников! Они на протяжении последних 15 лет действовали так, что даже нашим врагам не снилось! И результат налицо — мы оказались заложниками супермаркетов, автозаправок и иностранных монополистов. Увы, я пока не вижу у правительства желания изменить ситуацию и вырвать страну из "зоны нищих", — без излишний дипломатии, жестко и прямо говорит доктор экономики, президент АО "Дзинтарс" Илья Герчиков.

– Илья Залманович, как известно, инфляция бьет ключом, и евроскептики уверяют, что удорожание жизни обусловлено нашим вступлением в ЕС. Происходит своего рода выравнивание цен с богатыми государствами Евросоюза…

— Евросоюз здесь совершенно ни при чем! Я сейчас вам изложу имеющиеся факты, а ваши читатели пусть сами сделают выводы. Осмелюсь утверждать, что основная причина инфляции не только в росте цен на нефть, а в совершенно ненормальном количестве супер–, гипер— и пупермаркетов, которых понастроили в Латвии! По числу этих маркетов на душу населения Латвия, бесспорно, впереди планеты всей! Иностранные владельцы супермаркетов очень быстро захватили латвийский рынок, уничтожив мелкие магазинчики и поставив в кабальные условия местных производителей. Теперь не покупательский спрос диктует цены, а сами супермаркеты. Создалась своего рода монополия на продажу продуктов и других товаров. Все рижане уже привязаны к супермаркетам (больше покупать практически негде), а теперь в заложники этих "супер–гипер" превращают и жителей провинции.

Спросите у местных производителей, какие договоры им предлагают эти супермагазины. Фактически у поставщиков нет никаких прав — одни обязанности регулярно предоставлять магазинам бонусы, то есть сдавать продукцию по еще более низким ценам. Если эти "супер" могут регулярно объявлять акции и снижать цены до 70%, то вы можете представить, по каким ценам они закупают продукцию! Но и само это снижение зачастую чисто символическое, поскольку на всю продукцию изначально накручиваются цены и мы… продолжаем платить. Причем с каждым днем все больше и больше. Ведь что такое инфляция? Это когда вы за один и тот же товар (такого же качества), одни и те же услуги сегодня платите больше, чем платили вчера. Таким образом, берусь утверждать, что в бурном росте инфляции есть и вина этих супермаркетов. Они сегодня абсолютно бесконтрольно повышают цены, нарушая главный постулат рынка: спрос определяет предложение. Скажите, у нас что, не хватает в Латвии яблок, груш, картошки или огурцов и образовался дефицит? Да товаров столько, что девать некуда, однако цены продолжают расти! Посмотрите, какие прибыли за год у всех без исключения супермаркетов! А вложения минимальны, если учесть, что большинство супермаркетов представляют собой… стеклянно–металлические корпуса, очень напоминающие оптовые склады.

Помните, когда у нас как грибы после дождя начали расти сети автозаправок, правительственные чиновники уверяли население, что все это делается для его блага. Мол, чем больше заправок, тем больше конкуренция и, значит, цены на топливо будут падать. И что происходит теперь? Владельцы автозаправок то ли письменно, то ли устно договорились держать цены на одном уровне, и сегодня мы видим, что никакой конкуренции по существу в этом секторе нет. Все автовладельцы работают только на бензиновых монополистов! Если завтра автозаправки взвинтят цены до астрономических, нам все равно придется с этим смириться. Выхода–то нет.

Теперь вы можете сами ответить, виноват ли Евросоюз в инфляции. Что, ЕС заставлял нас плодить супермаркеты, причем исключительно иностранные, и душить собственных торговцев и поставщиков? Что, ЕС вынуждал нас давать разрешение на строительство "пузатого монстра" — очередного супермаркета прямо в Старой Риге?

Нет, это все сделала наша отечественная бюрократия, погрязшая в коррупции и безответственности! А в результате растут цены, мы окончательно уничтожаем остатки своего производства, уничтожаем крестьянство как класс!

— Илья Залманович, премьер недавно создал рабочую группу правительства, которая в обстановке строжайшей секретности вырабатывает варианты укрощения инфляции. Как вы считаете, удастся ли найти спасительные лекарства от этой беды?

— Боюсь, что это тот случай, когда гора родит мышь! Пока, во всяком случае, я не услышал из уст правительства внятных предложений по укрощению инфляции. Если бы у меня спросили (к экономистам–практикам у нас почему–то не принято обращаться за советом), то я бы предложил прежде всего изменить правила игры на рынке. А именно: необходимо принять закон, который запрещал бы продавать товары по ценам ниже закупочных. Кроме того, необходимо возродить систему потребкооперации. Кстати, сейчас многие страны ЕС идут по пути создания небольших специализированных магазинов, в которых продавались бы товары местных производителей — это удобно покупателю, выгодно своим крестьянам и, что весьма существенно, полезно для населения с точки зрения сохранения здоровья. Сколько можно есть всю эту генетически переработанную пищу–мутант?! Вот и нам пора вернуться к довоенному опыту потребительских кооперативов в Латвии. Потребительские кооперативы могли бы открыть свои магазины в каждом городе и районе, продукция в эти магазины поступала бы напрямую от крестьян, без посредников. Это позволило бы сельскому жителю самому получать добавочную стоимость со своей продукции при ее первичной обработке! Вот чем должно заниматься наше Министерство земледелия — создавать методики потребкооперации и обучать крестьян способам продажи продукции без посредников, на это должны быть направлены средства еврофондов.

Демократический рынок — это рынок, который государство может при необходимости регулировать, устанавливая определенные правила игры, в интересах страны и ее жителей! У нас же сейчас не демократический, а дикий рынок. Отсюда и рост инфляции.

Обратите внимание: в Литве и Эстонии инфляция в несколько раз меньше, чем в Латвии. Что, у наших балтийских соседей есть свои залежи нефти? Так почему у них инфляция меньше? Это наглядно показывает, что вина не в мировых ценах на нефть, не в Евросоюзе, а в коррупции, безответственности, непрофессионализме госчиновников.

Всегда считал и продолжаю считать, что ЕС был крайне необходим Латвии — это повысит наш уровень демократии и хотя бы немножко дисциплинирует чиновников.

— Среди мер, которые рассматривает правительство, ограничение выдачи ипотечных кредитов и замораживание зарплат бюджетникам. Может, это укротит инфляцию?

— В США ребенок еще не родился, а он уже… живет в кредит. И выплачивает кредит до самой смерти, а потом кредитные обязательства перенимают уже его дети, внуки и т. д. Однако я что-то не слышал, чтобы в Америке бурно росла инфляция из–за того, что все живут в долг. На инфляцию скорее влияет рост цен на услуги — адвокатов, врачей, нотариусов… Что же касается предложения заморозить зарплаты, то, извините, куда нам еще их замораживать, когда у нас и так самые низкие зарплаты, пенсии и пособия в Европе! Хочу напомнить нашему родному правительству, что Латвия — самая нищая страна в Евросоюзе! Нам не замораживать зарплаты нужно, а увеличивать их, чтобы народ мог свести концы с концами при такой инфляции!

На последнем перед каникулами пленарном заседании сейма президент Латвии впервые громко заявила о необходимости возрождения промышленности и создании своего нового добавочного продукта. Наконец–то! Я об этом говорю беспрерывно начиная с 1987 года. К сожалению, власти на протяжении последних 15–17 лет не возрождали, а разрушали промышленность. Можно спорить, нужны ли нам были гигантские производства, существовавшие в советское время, но то, что происходит сейчас, когда промышленности почти нет, это совершенно ненормальная ситуация! Пока мы не начнем производить свою добавочную продукцию, у нас не будет ни достаточных средств в казне, ни, разумеется, возможности поднять зарплату. А значит, молодежь продолжит уезжать из страны… Уже сегодня я лично как директор крупного производства ощущаю нехватку специалистов. А что будет через 5–10 лет? Нам придется завозить не только рабочую силу, но и специалистов. Прогнозирую, что уже через пару лет следующему правительству придется думать над изменением миграционных правил, чтобы можно было завезти в страну гастарбайтеров. Это все — тоже следствие нашей экономической политики.

— Может, сильное правительство появится после выборов в сейм?

— Я в это не верю! У нас пока нет нового поколения политиков, одни и те же люди переходят из партии в партию, меняются вывески, названия, но ничего не меняется по сути. Думаю, что и следующий сейм никакого прорыва — в экономике и политике — не совершит.

— Илья Залманович, многие надеялись, что после вступления в ЕС волна радикализма схлынет. Сегодня мы наблюдаем обратную картину: Латвия оказалась в объятиях Кирштейнса, гардистов и прочих радикалов.

— Простите за банальность, но чем хуже население будет жить, тем больше у нас появится оголтелых националистов. Если дела в стране не идут, если жизнь дорожает, то обязательно появятся такие политики, которые будут искать виновных… среди других народов. Опять во всем будут виноваты… ну вы сами знаете, кто. Поэтому меня всплеск радикализма и экстремизма не удивляет. Просто мне казалось, что по мере европеизации Латвии все эти жупелы и пугалки будут терять популярность в народе. Ан нет, сегодня публика снова охотно воспринимает эти жупелы — посмотрите, как все зациклились на Абрене! И все–таки хочется надеяться, что я доживу до того дня, когда власти начнут думать о своей стране, о своем народе и начнут решать актуальные проблемы. Хочу еще раз повторить, что никогда не поздно изменить ситуацию к лучшему и для этого у правительства есть все возможности, все полномочия. Было бы желание!

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !