Мы тоже все время стараемся полаять на Белоруссию — мы ей тоже только до колена, белорусов там 10 миллионов, больше всей славной Балтии. Но нас, как мы утверждаем, защищает само НАТО и мы ничего не боимся. Почему же тогда нам страшно? Вот вопрос! Мы "очень успешная страна", реформаторский "тигр". В рекламе своих "реформ" мы так поднаторели, что хотя никто не знает, где эта Латвия, но об успехе реформ в ней все уже наслышаны на разных "саммитах", и даже Кофи Аннан позвал нашу ВВФ помогать ему в реформах ООН, они ему тоже вдруг понадобились. А Белоруссия? А с ней совсем плохо — она "последний остаток советской диктатуры". Жуть!
И жуть начинается, как только мы начинаем сравнивать, ведь Белоруссия и Латвия — рядом. Наш великолепный ВВП опять нас порадовал — за первое полугодие он прирос на 9,5%, это самый большой прирост за всю историю независимости. А за весь прошлый год было 8,3%. Очень хорошие цифры. Но дело в том, что если эти темпы доживут до конца года, что нельзя гарантировать, так как цены на бензин растут беспредельно, то независимая Латвия всего лишь достигнет тех показателей годового ВВП, который был у ЛССР в 1990 году — пятнадцать лет назад. Сейчас она "накопила" всего 92% от того уровня. Ура?
Ура кричать и в воздух чепчики бросать как–то не хочется — нет денег у полиции, медицины, учителей, на ремонт дорог… Перечень бесконечен. Куда же девается этот ВВП? Наш премьер, когда узнал, на сколько опять прирос ВВП, сказал: "Фантастика!". Он совершенно неожиданно попал пальцем в небо, это фантастика — 14% в этом ВВП составляет торговля (спекуляция) недвижимостью, показатель, который никого не касается, кроме 5000 маклеров. А для всех остальных это выразилось только бесполезным удорожанием: в основном капитале латвийских предприятий недвижимость — пассивная часть фондов, в реальном производстве не участвующая, составляет уже 50%, а машины и механизмы, которые делают все и от них зависит успех, — 29%. Только. И эти 50% — огромный камень на шее у каждого, кто хочет начинать какой–то бизнес, половину средств надо сразу буквально закопать в землю! А потом половина всего, что тебе удастся заработать, корячась день и ночь, уйдет к владельцу недвижимости, у которого ты снимаешь угол. Вот почему так стали плодиться разные "индустриальные" парки. Это не парки, а притоны ловкачей, которые тебя обчистят как липку и пойдут в полпятого домой, посвистывая и ни о чем не думая, нет у них проблем, все проблемы — твои. Если отчислить от ВВП 14% торговли недвижимостью, то опять останется только 86% от уровня ЛССР, а удорожание недвижимости и бензина уже привели к тому, что за прошлый год уже 43% (половина!) предприятий были убыточны. Кошмар, а не фантастика! А сельское хозяйство практически все убыточно — это просто подсобное хозяйство крестьян; чтобы выжить, в нем 14% жителей страны создают 4% ВВП. А вся сумма убытков составила 337 миллионов латов. "Процветание", однако… Шуточки!
А Белоруссия чем напугала наших "реформаторов"? У нее за прошлый год прирост ВВП составил 11%. Но там никто не кричал "фантастика!", у них прогноз был 10%. Планируют! Очень хороший уровень — уровень Китая, абсолютного мирового лидера. И бензин у них вдвое дешевле! И этот прирост обеспечен за счет реального производства — промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, которые составляют у них в ВВП 52%. В Латвии это натягивает только 27% — вдвое меньше. Вот и приходится спекулировать недвижимостью. Не на чем зарабатывать, только банки, но они уже почти все иностранные. И работают там всего 6000 человек. Богатые ведь тоже плачут, когда им не на чем заработать на жизнь миллион.
У нас в Латвии 60% ВВП делается в Риге. Дальше начинаются разные депрессивные регионы. В Белоруссии нет депрессивных регионов, при дешевом бензине всюду доехать можно и продукцию привезти на рынок. И развиваются поэтому все области — прирост производства в областях за прошлый год составляет от 111,3% до 120,2%. Вот где фантастика. Нет у них Латгалии с 28% безработицы. Вся безработица в республике — 2%. Нигде в Европе такой нет.
Сельское хозяйство. Сельские жители — это основа латышской нации. Так сказал еще Народный фронт, когда надо было за него голосовать в Верховный совет. Забытое прошлое! Теперь 14% нации там производят 4,1% национального продукта, соответственно и зарабатывают в 3,5 раза меньше, чем в среднем по стране. Нищета! Даже больше — нищета начинается при заработке в 2 раза меньше среднего. Это международные критерии. Это Латвия.
А вот Белоруссия. Занято в сельском хозяйстве 12% населения, а производят они 10,7% национального продукта. Очень нормально. Прирост продукции сельского хозяйства в прошлом году составил 12,9%. Китайские темпы. У нас — в три раза меньше. По видам хозяйств: в сельскохозяйственных организациях (в колхозах и совхозах) +17,9% (по нашим критериям — фантастика!!! Мы колхозы уничтожили), в фермерских хозяйствах +7,7%. Пожиже, но у нас вдвое меньше. Но вот самая фантастическая цифра — рентабельность. Рентабельность реализации продукции в сельском хозяйстве — 8,1%. Зарабатывают крестьяне! А в результате получается, что в Белоруссии на душу населения по всем с/х продуктам производится на 35–70% больше, чем в Латвии. Промышленность. Сегодня рассуждения о том, что хорошо бы в Латвии развить промышленность, притом обязательно хай–тек, слышны со всех сторон. Но промышленного производства у нас сейчас осталось 63% от уровня 1990 года. И к хай–теку с большой натяжкой можно отнести примерно 6% от этого — нет его у нас. Белорусская промышленность производит сейчас уже 130% от уровня 1990 года. И 60% от этого — хай–тек. И прирост составил 15,6%. Промышленность ее производит автомобили, трактора, телевизоры, радио, подшипники, оптические приборы, микроэлектронику — все вплоть до искусственных клапанов сердца. И все это конкурентоспособно на всех рынках — ЕС, СНГ, США, Китая.
Со всеми этими рынками Белоруссия имеет положительное сальдо внешней торговли, экспорт превышает импорт с ЕС на 65%, с Латвией — в 4 раза (!), даже с Китаем, с которым у США дефицит 50 миллиардов долларов, у ЕС — примерно такой же, у Белоруссии превышение экспорта на 40% (!). Белорусская промышленность конкурентоспособна на всех рынках, и Беларусь на своей внешней торговле прилично зарабатывает. Как страна, а не как отдельные "успешные" фирмы, которые что–то производят по чужим чертежам и отправляют под чужими марками. У Латвии ситуация ровно наоборот, у нее дефицит внешней торговли со всеми рынками — все на ней зарабатывают. И это продолжается с 1993 года, непрерывно этот дефицит растет, он уже далеко превысил миллиард латов, в 2003 году был 1339 миллионов. Что означает эта фантастическая сумма? Это то, что из нас выкачали разные заграничные инвесторы, которыми призывает восхищаться наша "элита", которая продает нас всем, кто посулит хороший "откат".
Наша внешняя торговля выкачивает из кармана каждого работающего в Латвии 1340 латов в год. Вот почему у нас нет денег ни на полицейских, ни на учителей, ни на медицину. У белорусов наоборот. Белоруссия зарабатывает в Европе на своей внешней торговле 1827 миллионов долларов — примерно столько, сколько мы там теряем. И на медицину тратит поэтому вдвое больше нас, и дороги у нее отремонтированы.
Белоруссия конкурентоспособна — вот чем она страшна. Конкурентоспособность соседа — вот самая большая опасность в рыночной экономике. Ведь это означает одно: что твое банкротство не за горами. И оно неизбежно. Остается только ждать и ругаться матом или лаять — этот лай от нервного напряжения, мы боимся. Потому что наши министры и президенты — не тянут, хотя тратят на себя 15,4% ВВП, которым они так восхищаются. Белорусам их правительство обходится всего в 9% ВВП. Вдвое дешевле с батькой. Страшно.
И о чем можно говорить с белорусами, к примеру, министру культуры? Ведь белорусы Национальную библиотеку уже построили. И при этом не придумывали ей бессмысленных названий и не создавали агентств "Три братца", чтобы разворовывать библиотечные деньги. Наверное, поэтому и построили. Не о чем говорить.
Эрнест БУЙВИД, независимый экономист.