Холодная война продолжается, и она, судя по всему, не закончится до тех пор, пока существует Россия и пока она располагает стратегическими ресурсами — нефтью и газом. "Пропагандистская война, развязанная против России, принимает уже формы мракобесия. Нам вменяют в вину даже то, что у России есть энергетические ресурсы! К сожалению, активную роль в этой антироссийской истерии играют и страны Балтии.
Во всяком случае, не проходит и дня, чтобы в латвийских СМИ не появились язвительные и при этом лживые комментарии по поводу позиции РФ в энергетике. Последняя выдумка "друзей" нашей страны в Латвии — это утверждение о том, будто Россия шантажирует Европу "газовым вопросом" и будто Москва использует энергетику в качестве политического инструмента. Но это полная чушь!" — говорит посол РФ в Латвии Виктор Калюжный.

Почему "виновата" только Москва?

"Измышления в адрес России подкрепляются и искажением фактов. Так, в Латвии говорят о некой стопроцентной зависимости Европы от российских энергоресурсов. Но реальные цифры этого не подтверждают! — говорит посол России Виктор Калюжный. — Судите сами. На долю Франции приходится лишь 21% российских энергоресурсов, Италия потребляет 23% российского газа, Германия — 37%. Откуда поступают остальные 70% нефти, газа и угля? Из Норвегии и азиатских государств. Так почему же никто в Евросоюзе не кричит об энергозависимости от этих стран?"

Добавим от себя, что монопольную политику проводят не только отдельные страны, но и целые организации, например, ОПЕК. Но почему–то никто не возмущается по поводу диктата данной организации, устанавливающей объемы нефтедобычи. Более того, ОПЕК на регулярной основе в зависимости от колебания цен регулирует объемы добычи нефти.

Правила игры мирового рынка

Посол России готов развенчать миф "друзей" Москвы о том, будто Россия пытается использовать газ в качестве инструмента для политического давления и даже шантажа Украины и стран Евросоюза. "Напротив, все наши действия свидетельствуют о желании полностью исключить политику из "газового вопроса". Версия о политическом давлении была бы правдоподобной, если бы Украине была предложена цена в 250 долларов, а Европе — 230 долларов. А ведь изначально было предложено 160 долларов. Господа, где здесь политика?

Здесь налицо любовь и уважение к братьям–украинцам. Поскольку мы готовимся вступить в ВТО, то действуем уже исходя из требований этой организации. Одно из главных условий — соблюдение законов рыночной экономики. И в отношениях с Украиной мы действовали именно исходя из принципов свободного рынка. Мы принимаем правила игры, которые выработали международные экономические организации, особенно учитывая то, что Украина с гордостью восприняла известие о присвоении ей статуса страны с рыночной экономикой", — пояснил В. Калюжный. Он также предостерег латвийских политиков от попыток вмешиваться в вопросы двухсторонних российско–украинских отношений: "Не лучше ли заняться собственными внутренними проблемами, которых пруд пруди, постараться добиться экономического равновесия с другими странами Прибалтики.

А пока что Латвия от них отстает без вариантов на ближайшее будущее". Вместе с тем "это не приведет ни к чему позитивному, а лишь осложнит начавшийся диалог Риги и Москвы", предупреждает российский посол. "По существу, мы помогли Украине, избавили ее от чувства неловкости, которое эта страна, видимо, испытывала в Европе. Ведь, получая газ из России по явно заниженным ценам, Украина выглядела в глазах европейцев как некий сателлит Москвы. Мы, со своей стороны, также не хотели, чтобы у кого–то складывалось такое впечатление о политике России. Сейчас же, когда Украина будет покупать газ по общеевропейской цене, все разговоры о попытке России держать Украину в своем политическом ореоле отпали. Россия и впредь со всеми странами будет действовать исходя из рыночных отношений", — пояснил "Вести Сегодня" директор российского Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.

Газопровод — это не политический проект

Отметим, что проект Североевропейского газопровода также необходимо рассматривать как чисто экономический. Ведь в его основе — экономическая выгода всех участвующих сторон. Германия заинтересована в бесперебойных поставках энергоносителей, причем по разумной цене, а Россия — в том, чтобы не платить лишние миллионы за транзит газа и максимально уменьшить или вообще исключить возможные риски при транспортировке газа потребителям. Проект газопровода этим условиям отвечает.

Другое дело, что Латвия теоретически могла в него включиться, но предпочла заниматься политической риторикой, сделала акцент на пропагандистской войне против восточного соседа. Удивляет то, что, когда два руководителя государств — России и Германии — говорят, что это экономический проект, некоторые особо "мудрые и зоркие" политики–экстрасенсы нашей страны пытаются читать между строк, видя в этом политику… Понятно, что в таких условиях у бизнесменов пропадает доверие к потенциальным партнерам. Так и случилось применительно к проекту СЕГ.

"Мы понимаем, что Польша и страны Балтии чувствуют себя обделенными. Но разве не сами поляки вкупе со странами Балтии активно поддерживали ту же Украину в ее движении к "демократии"? Украина же продолжала воровать газ, тем самым лишая Россию всякого доверия к ней как к стране газового транзита. Но воровать–то плохо, даже если ты находишься в "особо демократической зоне". Самое интересное, что в Киеве даже термин новый придумали, чтобы не звучало криминально, — несанкционированный отбор. Вот как! Нет такой статьи в Уголовном кодексе! И все в ажуре — виновата Россия! Понятно, что в этой ситуации "Газпром" принял решение строить альтернативный газопровод, чтобы уменьшить зависимость от Украины и при этом проложить ветку газопровода в обход территорий Польши и стран Балтии, которые своими действиями тоже не внушают доверия поставщикам газа. Считаю, что все претензии страны Балтии могут предъявлять сами себе, а не России", — полагает М. Делягин.

Когда к друзьям доверья нет…

Утрата доверия, в том числе и к странам Балтии, бесспорно, стимулировала Россию начать развивать собственные конкурентоспособные порты на Балтике. "Почему мы должны платить огромные деньги прибалтам за транзит? Они проводят свою самостоятельную политику, зачастую полностью игнорируя наши интересы, а мы должны еще и подпитывать такое поведение? Мы сами в состоянии построить мощную портовую инфраструктуру и более не зависеть от прихоти прибалтийских политиков и бизнесменов", — говорит профессор Делягин.

Если порт в Приморске отобрал у балтийских портов, в том числе и у Вентспилса, нефть, то ввод в строй второй очереди порта в Усть–Луге может отобрать последнее — кузбасский уголь. Это тоже новая тема для заявлений критиков России от правой оппозиции. Пора начинать, а то время уходит. А может быть, стоит и подождать, а то вдруг уголь все–таки останется в транзите, тогда повода для критики не будет. Думаю, что скоро может прекратиться и транзит нефтепродуктов…

Германия — не пример для Латвии…

"У меня болит душа за то, как развиваются наши экономические связи. У Латвии и России огромный потенциал в торговле, но для его реализации необходимо повернуться друг к другу лицом и начать НОРМАЛЬНЫЙ диалог. В том числе и в сфере бизнеса. Удивляет то, что это не нужно правящим партиям, которые всегда свою позицию прикрывают мнением народа. Интересно только — какого? Уверен абсолютно, что это не народ Алуксне, Валки, Даугавпилса и т. д. Я давно призывал правительство ЛР определиться в своем отношении к проблеме "Вентспилс нафта" и ее акционерного капитала", — говорит посол России. Тогда и картина была бы ясной для российских нефтяных компаний.

"Думаю, что их могла бы заинтересовать идея участия в акционерном капитале этого общества. Но самое главное — это общая атмосфера в наших отношениях. Если нам удастся создать атмосферу добрососедства, то тогда и договоры можно будет подписать, и встречу премьеров организовать. Все в руках Латвии. Пока, правда, позитива из Риги маловато, антироссийской же риторики — хоть отбавляй!" — также отмечает Виктор Калюжный.

Он призывает искать возможности для сотрудничества, в том числе и по Североевропейскому газопроводу, а не пытаться кричать вдогонку уходящему поезду. "В Латвии были политики, которые почему–то считали, что новый федеральный канцлер Германии г–жа Меркель прямо в Москве заявит о приостановке проекта СЕГ. Как мы видим, ничего подобного не произошло, да и не могло произойти, поскольку газопровод отвечает интересам Германии и целого ряда стран Евросоюза, которые тоже задействованы в этом проекте и которые нуждаются в бесперебойных поставках газа. Если бы латвийские политики действовали так же прагматично, как г–жа Меркель и остальные руководители Германии, то наши отношения находились бы на совершенно ином уровне", — уверен В. Калюжный.

Очень дорогая русофобия

…До недавнего времени плохие политические отношения между Латвией и Россией хотя и тормозили развитие экономических связей, тем не менее не приносили ощутимого урона бюджету Латвии. Но в последние два–три года ситуация коренным образом изменилась. Теперь мы платим за свою русофобию, за антироссийскую политику. Платим миллионами недополученной прибыли в госбюджет. После же ввода проекта СЕГ счет уже пойдет на миллиарды убытков… Не настала ли последняя пора остановиться и переосмыслить свое поведение?

Хотелось бы верить, что разум, прагматизм латвийских политиков возобладают над их личными амбициями и они в конце концов вспомнят, что они избранники народа. Тем более сейчас и время этого требует. Выборы, господа, выборы…

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !