Продолжение. Начало .
Желающих служить было так много, что шеф немецкой полиции рейхскомиссариата "Остланд", обергруппенфюрер СС Эккельн стал поставлять латышских добровольцев на все фронты. 13 января 1942 года он отправил 18–й Курземский батальон на Украину. 30 марта "одолжил" 21–й Лиепайский батальон осаждавшей Ленинград группе армий "Север". В мае направил еще два латышских батальона на Украину, один в Белоруссию и один под Ленинград.
В конце концов Гиммлер приказал сформировать латышский легион СС, куда пожелали вступить 32 тысячи добровольцев. В марте 1943 года сформированную из них 15–ю ваффен–гренадерскую дивизию СС возглавил генерал Рудольф Бангерскис — бывший царский офицер, затем латвийский генерал, удостоенный в СС звания группенфюрера. В состав дивизии вошли 15–й, 32–й, 33–й и 34–й ваффен–гренадерские полки, где кроме латышей служили немцы (офицеры) и добровольцы из ряда европейских стран. Все они принесли торжественную присягу Гитлеру и были отправлены на фронт.
Первый бой дивизия провела в ноябре 1943 года в боях под Новосокольниками. Как пишут историки, "защищались латыши отчаянно и успешно отразили несколько атак противника, хотя и ценой больших потерь". После этого дивизия участвовала в серии оборонительных боев, а осенью 1944–го едва избежала окружения — ее вывели в Восточную Пруссию. Под ударами Красной армии дивизия отходила все дальше на запад, и в апреле 1945–го остатки дивизии сдались британским войскам.
В дивизии, хотя она не была немецкой, поначалу носили петлицы с "арийскими" эсэсовскими рунами — знак особой чести. Потом ввели нашивку с изображением свастики. А затем появилась национальная символика — три звезды на фоне солнечных лучей и нашивка с цветами латвийского флага и надписью Latvija на рукаве.
Упорство, проявленное латышами в боях за фюрера и великую Германию, побудило немцев сформировать в марте 1944 года еще одну латышскую добровольческую дивизию, получившую название 19–й гренадерской дивизии ваффен–СС. Базой для нее послужила 2–я латышская добровольческая бригада, воевавшая на Восточном фронте с конца 1943 года.
Когда численность дивизии достигла штатных 10 500 человек, ее бросили под Ленинград. Потом дивизия участвовала в "битве европейских СС" под Нарвой, а затем попала в Курляндский котел, где и сдалась.
Трехглавый дракон
Международный Нюрнбергский трибунал по военным преступлениям и преступлениям против человечества, чьи решения имеют бессрочную историческую и юридическую силу, однозначно квалифицировал СС как преступную организацию, чьи структуры использовались для преступных целей, "включая преследование и уничтожение евреев, пытки и убийства в концлагерях, эксцессы на оккупированных территориях, осуществление программы рабского труда, ужасное обращение и умерщвление военнопленных". СС была ядром НСДАП и гитлеровского режима и структурно подразделялась на три функциональных блока: Allgemeine–SS — партийно–государственный аппарат и партийную бюрократию; SS–Totenkopfrerbaende — содержание и охрана концлагерей; и Waffen–SS — вооруженные силы НСДАП и СС. Allgemeine–SS (общие СС) в свою очередь подразделялись на главное управление СС, ведавшее кадрами, наградами, судом и пайками; личный штаб рейхсфюрера Гиммлера, который возглавлял всем известный по фильму "Семнадцать мгновений весны" обергруппенфюрер СС Карл Вольф; главное управление имперской безопасности (РСХА), включавшее в себя государственную тайную полицию (гестапо), уголовную полицию (крипо), внешнюю разведку (СД) и другие ключевые органы жизнедеятельности Третьего рейха.
При этом все три "головы дракона", являясь частью единого организма, были тесно взаимосвязаны и выполняли смежные функции. Например, в структуре СС было главное административно–хозяйственное управление (SS–WVHA). Формально оно входило в Allgemeine–SS, но ведало "экономикой" концлагерей и рабским трудом заключенных на промышленных предприятиях рейха. Золотые зубные коронки, которые выдирали у сожженных в печах мучеников Освенцима и Треблинки, были добычей SS–WVHA. Столь же тесно были связаны с полицейскими карательными частями и охраной концлагерей войска СС, особенно состоявшие из "не арийцев". Ведь прежде чем попасть в Waffen–SS, добровольцы из числа "неарийских" народов проходили проверку в карательных эйнзацкомандах и концлагерях и, лишь выказав там "твердость руки и духа" (верша геноцид и иные преступления), удостаивались чести стать гвардейцами фюрера.
В апреле 1941 года в Waffen–SS была включена система охраны концлагерей. Охранникам была выдана полевая униформа ваффен–СС, воинские знаки различия и стандартные расчетные книжки ваффен–СС. Такая ситуация сохранялась до весны 1942 года, когда концлагеря передали в ведение Главного административно–хозяйственного управления СС, которое возглавлял обергруппенфюрер СС Освальд Поль. Целый год концлагеря и лагеря военнопленных структурно входили в Waffen–SS. Именно в это время на территории стран Балтии возникло около 40 "воспитательно–трудовых" (как они именовались нацистами) концлагерей, где были уничтожены сотни тысяч евреев, мирных граждан разных европейских стран и советских военнопленных. В этом активно участвовали местные добровольческие формирования, члены которых потом воевали в ваффен–СС.
К тому же в системе боевых и общих структур СС шел кругооборот кадров: из карательных и охранных частей пополнялись боевые части ваффен–СС и наоборот. А в мае 1944 года Гиммлер издал приказ перевести 10 тысяч резервистов СС в охранные части концлагерей. Туда переводили даже солдат из люфтваффе и ВМС. Ну а дивизия ваффен–СС "Мертвая голова" вообще была двуликим Янусом.
Череп и кости
Эта дивизия возникла из охранных батальонов концлагерей, которые были выделены в 1934 году из состава Leibstandarte–SS. Численный состав охранных батальонов увеличился в 1936 году до 35 тысяч человек, а с марта 1936–го они получили название "Мертвая голова". В секретном приказе Гитлера от 17 августа 1938 года говорилось, что формируемые на добровольной основе части "Мертвая голова" не входят ни в вермахт, ни в полицию, находятся под общим командованием рейхсфюрера СС Гиммлера и представляют собой постоянное вооруженное формирование СС, созданное для "выполнения специальных заданий полицейского характера". В случае войны эти части "должны использоваться верховным командованием вермахта в условиях армии военного времени", но политически они "остаются частями НСДАП".
После начала войны "спецназ НСДАП" был развернут в дивизию СС "Мертвая голова", при этом продолжая выполнять "специальные задания полицейского характера" — то есть верша невиданные зверства в нацистских концлагерях. Не случайно командиром дивизии "Мертвая голова" был комендант первого концлагеря Дахау Теодор Айке. А все новобранцы и резервисты дивизии обязаны были пройти спецподготовку в ликвидационных эйнзацкомандах и лагерях смерти.
Весьма показательна здесь судьба шефа полиции рейхскомиссариата "Остланд", обергруппенфюрера СС Фридриха Эккельна, коего из теплой Риги отправили на фронт в дивизию "Мертвая голова", а потом вернули в Латвию решать "еврейский вопрос". И он его решал, лично участвуя в уничтожении Рижского гетто. А когда палач выполнил поставленную задачу, его вновь призвали на фронт. То же было при ликвидации восстания Варшавского гетто, которое безжалостно подавили снятые с фронта части ваффен–СС. И во многих других случаях.
Британский историк Гордон Уильямсон пишет: "Истина состоит в том, что ваффен–СС в течение всей войны совершали варварские злодеяния как на фронте, так и в тылу". А мировое сообщество, судившее гитлеровский нацизм, вынесло не только общий приговор нацистскому "ордену меченосцев", но и его боевому крылу.
В приговоре Нюрнбергского трибунала сказано, что ваффен–СС "в теории и на практике являлись неотъемлемой частью организации СС, такой же, как и любая другая ее ветвь", и что они "несут прямую ответственность за убийства пленных и массовые казни на оккупированных территориях". Примером тому являются "подвиги" латышских легионеров ваффен–СС в России. Российские историки и краеведы собрали об этом обширную информацию, толику которой позволю себе привести.
(Окончание следует.)