Чем вызван повышенный интерес российской политэлиты к Европейскому русскому альянсу? В следующем году истекает срок соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Каким будет наполнение нового договора? Свое слово здесь может сказать ЕРА, за спиной которого — 8 миллионов этнических россиян, проживающих на территории ЕС.
Русская диаспора объединенной Европы становится все более многочисленной (за год она выросла на два миллиона!) и экономически сильной. Об этом можно судить и по участникам форума, которые в странах проживания расширяют свой бизнес, выпускают новые газеты, открывают русские школы и православные приходы, включаются в политическую жизнь на уровне муниципалитетов и партий. Россия хотела бы использовать этот ресурс в диалоге с Евросоюзом. А русским европейцам нужно, чтобы в нем были учтены интересы соотечественников за рубежом.
В этом трехстороннем партнерстве — российского государства, Евросоюза и русской диаспоры — переплетено много непростых составляющих. Сама диаспора неоднородна: значительная часть наших иммигрантов — нелегалы, другая часть быстро ассимилируется, теряет родной язык и национальные корни, третья группа — коренные жители балтийских стран — ограничены в праве использования родного языка, а апатриды лишены политических и частично гражданских прав. У каждой группы есть свои специфические проблемы. И если для российских властей приоритетом является помощь диаспоре в сохранении "русскости" (языка и культуры), то для самих соотечественников главное все–таки — экономическая состоятельность. Только крепко встав на ноги, обеспечив семьи, люди могут подумать и о том, чтобы водить ребенка в воскресную русскую школу, петь в народном хоре, создавать изостудии и пр.
На конференции прозвучал ряд актуальных докладов о том, насколько доступен для иммигрантов рынок труда ЕС. Тут в каждой стране свои нюансы. В Германии и Бельгии госслужбы опекают переселенцев так сильно, что люди привыкают к социальному иждивенчеству. Четыре–пять лет жизни на пособие развращают так, что человек уже не может потом интегрироваться в средний слой. Елене Анцен из Ассоциации российских соотечественников в Германии пришлось получить в Берлине свое третье высшее образование, чтобы найти достойную работу. А многие из земляков, живут "не парясь" на пособие и вполне довольны. Но в немецком обществе их воспринимают как маргиналов. А есть страны, как, например, Португалия, где вновь приехавших предоставляют самим себе. Нашел работу — твое счастье. Нет — твои проблемы. Беспомощность и растерянность приезжих вполне устраивает местных работодателей.
"Европейские страны с удовольствием пользуются проблемами новых европейцев", — высказал горькую правду Сергей Тарутин, редактор "Нашей газеты", выходящей в Ирландии. (Кстати, он привез на встречу только что выпущенный им первый номер первой в Ирландии газеты на латышском языке "Sveiks!".)
Наднациональный договор между РФ и ЕС мог устранить некоторые "капканы" национальных законодательств. К примеру, общая трудность, с которой сталкиваются во всех странах ЕС наши соотечественники, — непризнание вузовских дипломов бывшего СССР и РФ. Речь идет о принципе соразмерности требований и испытательного срока, предъявляемых вновь прибывшим специалистам. На подтверждение компетентности уходят годы — и многим людям среднего возраста уже не хватает на это времени и сил. "Понятно, что эти барьеры возведены сознательно, таким образом европейские страны ограждают своих граждан от конкуренции — особенно в области медицины, юриспруденции, инженерии, — внес ясность на форуме председатель ЕРА, сотрудник секретариата фракции ЕП "Зеленые/Европейский свободный альянс" Мирослав Митрофанов. — Местные власти гарантируют рабочие места для титульного населения, но одновременно лишают страну свежего интеллектуального потенциала".
Но часто и сами иммигранты не могут сориентироваться в ситуации. Помочь людям адаптироваться в новых условиях, реализовать себя в профессии могут проекты по социальной интеграции, под которые государства ЕС дают финансирование. Иностранцы–нахлебники ведь ни одной стране не нужны, а нужны исправные налогоплательщики. Ими могут быть только грамотные, деятельные, успешные люди. Семилетний опыт плодотворного сотрудничества с государственными и муниципальными фондами Дании накопила Наталья Лиекснис, председатель общества русскоговорящих "Родник". Ее проект занятости для высокообразованных иностранцев — JOBRSERVE — получил статус международного. "Человеку в чужой стране, если он хочет найти работу, необходимо переступить через себя, — поделилась Наталья. — Часто у него нет доступа к информации, а иногда не хватает свежего взгляда на ситуацию. Пианисту не приходит в голову, что он мог бы переучиться на органиста, а учитель математики — на программиста. Между тем по своей основной специальности трудоустроиться у них нет шансов, зато по новой, смежной, вакансии — есть.
Суть проекта JOBRSERVE как инструмента поддержки соотечественников можно выразить одной фразой: помочь людям начать думать. "В Португалии сегодня считается хорошим тоном иметь в штате русскоговорящего работника, — рассказал Игорь Хашин, президент Общины иммигрантов из стран Восточной Европы, руководитель русского культурного центра в Португалии "Русский дом". — Нанимают таких людей на вполне законных основаниях, заключая договор с общиной по предоставлению услуг ее членов данному предприятию. Кстати, сейчас в этой стране будет либерализован закон о гражданстве — вместо 15 лет "испытательный срок" для претендентов сократится до 6. Таким образом, в Португалии появится в скором времени около 150 новых граждан из числа иммигрантов.
На фоне таких перемен на европейском пространстве полным нонсенсом выглядят Латвия и Эстония с их институтом негражданства. Позором Европы назвал полпред правительства Москвы Георгий Львович Мурадов то, что в Балтии в течение 15 лет сохраняется уродливый правовой статус неграждан. Он подчеркнул, что в ЕС существует недопонимание вопроса: русские — не пришлый в Прибалтике народ, они жили там веками. Страны этого региона исторически билингвальны — как Канада и Бельгия. "Прискорбно, что Европа, где уважительно относятся ко всем национальностям и меньшинствам, приняла дискриминацию пятой части населения двух стран–членов ЕС. В том числе им не разрешены свободное передвижение и трудовая деятельность в границах ЕС. Мы бы хотели, чтобы в ЕС услышали наши озабоченности", — заключил свое выступление Георгий Мурадов.
Итогом конференции стали рекомендации руководству Европейского союза и Российской Федерации по содержанию двустороннего диалога. "Мы не хотим холодной войны между Россией и ЕС", — подчеркнули делегаты.
Впечатление "Вести Сегодня" от этой брюссельской встречи: Европейский русский альянс, учрежденный год назад по инициативе первого русского депутата Европарламента Татьяны Жданок, становится реальным субъектом политического процесса.