Здесь вам не пейнтбол, все куда круче! Этот увлекательный стиль стрельбы из боевого оружия зародился в США в начале 50–х годов, а через несколько лет распространился на Европу, Австралию и даже Африку.
Сейчас в Международной конфедерации практической стрельбы (I.P.S.C.), в которую входит и латвийский клуб Marss, состоят 77 стран мира. Тем не менее о практической стрельбе — чем–то среднем между спортом и игрой — знают в нашей стране немногие. А зря! Ликбез охотно согласился провести для "Вести Сегодня" глава местного клуба Ивар Сидорович.

Купил пистолет — учись им пользоваться!

Ивар Сидорович известен в Латвии как уважаемый мастер тайского бокса. Знаменит он тем, что создал первую в СССР Ассоциацию клубов тайского бокса, которая была зарегистрирована у нас в республике еще в 1990 году. Тогда в эту организацию входили 63 клуба по всему Союзу.

Но, оказывается, стрельбой Сидорович начал заниматься еще до того, как увлекся восточными единоборствами. "И спорт, и огнестрельное оружие для меня взаимосвязаны. Ведь всю свою жизнь я посвятил одному — системе безопасности человека, как с оружием в руках, так и без него", — говорит Ивар.

Клуб по практической стрельбе Marss появился в Латвии в 1998 году. А спустя некоторое время Ивар Сидорович собрал двадцать единомышленников, с которыми был знаком уже много лет, и отправился поучаствовать в Открытом чемпионате Литвы по практической стрельбе, а потом провел соревнования и в своей стране. Тогда в соревнованиях приняли участие самые разные люди, умевшие держать в руках оружие, — представители охранных фирм, военные, полицейские и даже рядовые граждане.

Однако что же это такое — практическая стрельба? Если в спортивной стрельбе человек ограничен жесткими правилами, к примеру, одинаковой для всех дистанцией до мишени, видами оружия, упражнениями, то здесь — полная свобода! Во–первых, чемпионаты и тренировки проходят не только в тирах, но и на полигонах. Во–вторых, в соревнованиях участвуют не команды в общепринятом смысле слова, но три дивизиона, где один использует короткоствольное нарезное оружие, например, пистолеты с калибром не менее 9 миллиметров, другой — длинноствольное нарезное, допустим, карабины, третий — гладкоствольное. При этом дистанции для стрельбы самые разные для каждого класса — от 1 метра до 30 и даже 600.

Оружие, которое используется на соревнованиях по правилам международной конфедерации I.P.S.C., подразделяется на классы, и каждый из них оценивается в отдельной категории. Причем форма подготовки стрелков, существующая в клубе Marss, базируется на законах ЛР о применении боевого оружия, а на чемпионатах по системе I.P.S.C. все более консервативно — как–никак соревнования ведь.

— Главное для нас — популяризация умения использовать огнестрельное оружие в ситуации, когда закон это позволяет делать. Раз у человека есть дома, скажем, пистолет, а он не умеет им толком пользоваться, это, согласитесь, неправильно и небезопасно, — подчеркивает Ивар Сидорович. — И вообще, вот человек, получив все разрешения, купил себе пистолет, но где же из него стрелять? В тире? В какой–то момент это надоедает, да и толку мало. А мы в клубе даем людям возможность вдоволь настреляться, разумеется, в рамках закона ЛР.

Поразить цель

В практической стрельбе есть и своя система упражнений. У каждого участника "мужских игр на свежем воздухе" подсчитывается количество попаданий, а потом это число делится на время, за которое человек провел то или иное упражнение. Причем человек не так, как в тире, автоматически поднимает ствол, целится и стреляет, но анализирует буквально все. Ведь чтобы выполнить задание, участник перемещается и маневрирует, использует укрытия, выбирает собственную тактику, поражает картонные, металлические и даже движущиеся мишени. И с мишенями, вернее, общей подготовкой к проведению соревнований все оч–чень непросто!

На Западе даже есть фирмы, которые специально для соревнований по правилам I.P.S.C. моделируют весь антураж будущих игр и выступают на аукционах, чтобы купить право участвовать и представлять свой бренд в чемпионатах. Был случай, когда одна компания специально моделировала задание к соревнованиям: делала макет большого самолета, внутри которого устанавливала картонных заложников и движущиеся мишени террористов. Несложно догадаться, что одним из заданий на чемпионате была "ликвидация группы вооруженных преступников и спасение заложников". Заметим, нередко в клубы по практической стрельбе люди записываются для оттачивания навыков в работе телохранителя, полицейского и так далее.

— Во время своих "игр" мы моделируем соответствующие задания по заказу клиента: что может ему реально пригодиться в жизни. К примеру, для инкассаторов можем смоделировать нападение на машину с деньгами или на человека, переносящего ценный пакет. Понятно, наши игры — это вам не пейнтбол, поэтому не разделяем группы на "нападающих" и "обороняющихся", в противном случае кого–то в конце выполнения задания можем и недосчитаться, поскольку применяются не шарики с краской, а настоящее оружие. Подчеркну: есть определенные международные требования к моделированию заданий, причем все они базируются на существующих в той или иной стране законах.

Допустим, простому человеку закон позволяет пользоваться тем или иным видом оружия в той или иной ситуации (например, можно стрелять только с определенного расстояния), инкассатору или полицейскому разрешено уже другое.

Именно участие в международных чемпионатах, где регулярно бываем и получаем награды, позволяет нам все время придумывать что–то новое. Иначе, в конце концов, просто пропадет интерес к практической стрельбе, а так мы постоянно изобретаем что–то новое… Понятно, с чемпионами мира нам тягаться еще сложно, ведь только представьте себе, есть мастера, которые стреляют из револьвера, перезаряжают его, полностью расходуют вторую обойму и при этом поражают цели в общей сложности за… 4 секунды!

Безопасность превыше всего

Разумеется, во время проведения соревнований, да и просто во время тренировочных игр жестко соблюдается техника безопасности. Ивар Сидорович вообще заметил, что столь четких мер безопасности, как те, которые приняты в международной конфедерации, нет ни в одной стрелковой организации мира. Так, на чемпионатах могут дисквалифицировать участника лишь за то, что он прикоснулся к оружию вне определенной зоны стрельбы.

Или же в специально отведенных секторах можно разбирать оружие, но при этом туда ни в коем случае нельзя проносить боеприпасы. Автоматически выбывают из соревнований и те, кто, например, опустил или поднял ствол более чем на 45 градусов, — "за неосторожное обращение с оружием".

— А при мне дисквалифицировали одного участника, когда он во время перебежки от укрытия к укрытию не убрал палец со спускового крючка, — вспоминает собеседник. — Между прочим, столь уважительного отношения к оружию, как в клубах практической стрельбы, я еще нигде не встречал. Причем у нас ведь состоят не только военные, полицейские, телохранители и прочие взрослые люди, но и юниоры.

Молодые люди могут участвовать в чемпионатах, но только оружие им выдают на месте, к примеру, их родители, сами стреляющие на соревнованиях. И я считаю очень правильным то, что обращению с оружием учат молодых, тогда, повзрослев, они будут понимать, как правильно вести себя с пистолетом или ружьем, не будут его использовать не по назначению, вопреки закону.

Итак, каждое воскресенье клуб по практической стрельбе Marss проводит занятия на разных полигонах, предварительно договорившись с военными или полицией. А 16 июля состоится Открытый чемпионат Латвии по практической стрельбе, на который уже записались поляки, финны, литовцы, эстонцы и немцы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!