Как мы уже сообщали, за последние недели в Латвии побывали сразу две внушительные делегации Европарламента. Многие евродепутаты сразу из Рижского аэропорта отправлялись… в Музей оккупации, где проводили не менее часа. На этом содержательная часть визита отдельных слуг евросоюзовского народа заканчивалась.
Во всяком случае никто из "западников" так до места запланированной встречи с русскоязычным населением и не добрался. "Жаль, что у моих коллег не нашлось времени углубиться в проблему русскоязычного меньшинства Латвии. А я вот решил углубиться и… был шокирован услышанным и увиденным!" — признался "Вести Сегодня" чешский европарламентарий, в прошлом космонавт, герой Советского Союза Владимир Ремек.

— Г–н Ремек, вы участвовали в закрытой дискуссии по проблемам латвийских нацменьшинств в секретариате министра по интеграции. Каковы ваши выводы по ситуации в Латвии?

— Она меня, откровенно говоря, удручает. Я не ожидал, что все так запущено. Запущено с точки зрения интеграции населения, с точки зрения обеспечения языковых прав нацменьшинств. Мне непонятно, как можно было почти треть населения лишить гражданства, а потом заставлять людей, особенно пожилых, сдавать сложный экзамен на владение госязыком?! Это просто нонсенс, если исходить из европейских стандартов прав человека! Вы знаете, в моей родной в ту пору Чехословакии тоже была (а в Словакии и сейчас есть!) весьма значительная диаспора нацменьшинства — этнические венгры.

И когда я как космонавт приезжал в Словакию на встречи с населением в районы, где проживают преимущественно венгры, мне давали переводчика. Очень многие венгры не владели ни словацким, ни тем более чешским. Но никому и в голову не приходило на этом основании лишать людей гражданства. И сегодня все словацкие венгры являются гражданами Словакии. Им не нужно сдавать экзамен по истории и демонстрировать свое владение госязыком на определенную категорию!

Убежден: никакими историческими причинами нельзя оправдать дискриминацию людей в XXI веке, в условиях Евросоюза! Уже после дискуссии я подошел к вашему министру интеграции г–же Петерсоне и поинтересовался, сколько людей в среднем в год натурализуются. Министр ответила, что около 20 тысяч. Если взять общее количество неграждан, то нетрудно подсчитать: на решение проблемы безгражданства уйдет как минимум 10 лет! Мировой опыт показывает: процесс интеграции, который затягивается на 10 и более лет (в Латвии этот процесс уже идет около 15 лет!), обречен на неудачу.

Я считаю, что так дальше продолжаться не может, нужны какие–то кардинальные шаги, которые позволили бы решить проблему массового безгражданства и консолидировать общество. Честно говоря, меня проблема с нацменьшинствами в Латвии очень встревожила. Я обеспокоен тем, что русский язык в вашей стране является "иностранным"! И это при том, что на нем говорит около 90% населения!

Русский язык является одним из семи официальных языков ООН. Меня как славянина беспокоит, что родственный мне русский язык в Латвии ущемляют!

— Вы согласны с мнением ваших российских коллег, что в отношении России сейчас развернута новая "холодная война"?

— Это не просто субъективное мнение российских депутатов, это объективная реальность! В отношении России развернута настоящая информационная война, цель которой очевидна: вынудить Россию снизить цены на энергоресурсы, а то и позволить западным корпорациям получить хотя бы частичный контроль над природными богатствами России. Разумеется, многим в Европе не нравится усиление геополитического влияния России. Если говорить о моей родной Чехии, то наша страна в этой войне не участвует.

Я вам больше скажу: отношения России и Чехии могут служить примером того, как нужно выстраивать межгосударственные отношения в Восточной Европе. Чехия после развала СССР и ликвидации блока Варшавского договора сумела сохранить прагматичные отношения с Россией, не пострадали и наши традиционные экономические связи.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!