Мы вступили в ЕС и НАТО, обещали быть паиньками, соблюдать права человека…
Прошло время, но, к сожалению, в нашем обществе наблюдаются негативные тенденции. Например, ограничена законом свобода собраний, увеличилось количество негативных проявлений по отношению к людям с иным цветом кожи, к геям, лесбиянкам и бисексуалам, далеко от совершенства качество содержания людей в тюрьмах и детских колониях.

Все больше письменных жалоб о нарушении прав человека получают работники Госбюро по правам человека. Например, в прошлом году таких письменных жалоб было получено 1878, что на 36% превышает количество жалоб в 2004 году. Много жалоб поступает в ГБПЧ из мест заключения, а также по жилищным и пенсионным вопросам, по ограничению права на труд и права на своевременное, справедливое и открытое судебное разбирательство.

Одним из основных прав человека является свобода слова, выражение своего мнения, распространение информации. Об этом говорится во Всеобщей декларации прав человека (статья 19), в Европейской конвенции основных прав и свобод человека (статья 10), в Сатверсме ЛР (конституция, статья 100). Соблюдается ли в нашей стране эта свобода?

Далеко не в полной мере. Выражал Ю. Петропавловский открыто свое мнение о пресловутой школьной реформе — в результате правительство ЛР признало его нелояльным к государству и не предоставило гражданство. Выразил свое, пусть и спорное мнение о сути нашего государства А. Гильман в Интернете, так и вообще находится под уголовным преследованием. Примеры можно продолжить.

Вспомните приезд в Латвию Дж. Буша — и безобидные плакаты служба безопасности запрещала. И не всех журналистов пресс–служба МИД аккредитовала, даже причин толком не объяснив. Все вышеназванное является серьезной проблемой в соблюдении прав человека — и не только для Петропавловского, Гильмана и журналистов, а прежде всего для Латвии.

Не все в порядке в нашей стране и с правом на личную жизнь. Прослушивание телефонных разговоров, контроль е–почты, камеры слежения и подслушивающие устройства — не признаки ли это полицейского государства?

Право на достойную жизнь — питание, оплату коммунальных услуг, лечение, обязательное образование… в нашей стране тоже не обеспечено в полной мере. Расчетный прожиточный минимум составляет 115 латов, минимальная зарплата — 90. Как прожить на такие деньги? Никто ни объяснить, ни подсказать не может. Социальная помощь, оказываемая самоуправлениями, столь мала, что даже самых насущных нужд удовлетворить не может. Бомжи, копающиеся в мусорниках и помойных ямах старики и старухи стали неотъемлемой частью государства латвийского — полноправного члена ЕС.

Право на охрану здоровья и медобслуживание — тоже одно из основных прав человека, закрепленное и во Всеобщей декларации прав человека ООН (статья 25), и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (статья 12), и в Сатверсме ЛР (статья 111).

Каждый ли может в нашей стране купить медицинскую страховку? Каждый ли может обратиться своевременно к врачу или вызвать "скорую помощь"? Не каждый. У большинства на это нет денег. На самое необходимое не хватает, где уж тут наскрести на дорогостоящие лекарства или протезирование зубов. Вот и мрут как мухи. Продолжительность жизни в ЛР, увы, одна из самых низких среди всех стран ЕС.

Ну и, наконец–то, слово о правах детей. Они закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка, в Международном пакте ООН о гражданских и политических правах (статья 24), в законе ЛР об охране прав детей. Далеко не всегда соблюдаются права детей на жилище, полноценное питание и медобслуживание, развитие способностей и талантов. Какое развитие, если около 15 000 детей вообще не посещают школу, а из тех, кто сидит за партой, до 20% не справляются с программой основной школы. Как учли правительство и сейм мнение детей об изначально политизированной, вредной для них реформе образования — 2004, читатель знает. Но знает ли уважаемый читатель, что, согласно исследованию общественной организации "Спасите детей", лишь 15% школьников ответили, что им разъяснялась в школе суть реформы, 20% ответили "нет", 65% вообще не дали ответа.

На вопрос детям, видят ли они преимущества для образования и дальнейшей жизни в обучении на госязыке, 37% ответили "нет", 8% не дали ответа. 43% ответили "нет" и 9% не дали ответа на вопрос, разъяснены ли в школе права детей на этническую идентичность, сохранение родного языка и обычаев. На проблемы из–за этнического происхождения указали 51% респондентов. Не дали ответа 15%. Какие это проблемы? Дискриминация — 34%, общение — 56%, образование — 5%, социальные — 5%.

Говорят, что устами младенца глаголет истина. Так вот, 61% опрошенных детей ответили, что в Латвии различное отношение к детям разных национальностей, 23% ответили "не знаю", 6% не дали ответа и лишь 10% ответили "нет". На вопрос, дети каких национальностей в Латвии дискриминируются, 60% респондентов ответили, что цыганские, 36% — русские, 27% — евреи, 14% — латыши, 9% — армяне, 3% — литовцы…

О чем говорят вышеназванные цифры, факты, проценты? О том, что наше государство по–прежнему больно. О том, что правые депутаты с националистическим душком не принесли нашей стране счастья — ни взрослым, ни детям, ни в экономике, ни в социальной защите, ни в правах человека. Хорошо живут 2,3% очень богатых людей, неплохо — еще 20%, относящихся к среднему классу.

Пора подумать об остальных и сменить "правую погоду" в Латвии на левую альтернативу. За четыре года IX сейма многое можно исправить, добиться того, чтобы, как сказано во Всеобщей декларации прав человека, все люди рождались свободными и равными в своих достоинстве и правах. Нужно добиться того, чтобы все люди имели действительно равные возможности. И да будет так.

Яков ПЛИНЕР, председатель фракции ЗапЧЕЛ в VIII сейме ЛР.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!