Это не снег, а белоснежные скалы!
Маршрут, который был заранее прочерчен по карте автором этих строк, растянулся на двадцать с лишним километров. Если выйти рано утром 31–го, то удастся одолеть большую его часть и разбить палатку под елью аккурат к полуночи. Правда, синоптики уже две недели подряд обещают в Видземе снег с дождем. Но если вспомнить все их предыдущие прогнозы, то явно будет сухо…
Стартовать решил от дикой лесной извилистой речки Ланьупе… В небе уже начали бледнеть звезды, а полумесяц, если смотреть на него из низины, где протекает Ланьупе, потонул в густом тумане (для зимы очень редкое явление!). Где–то далеко разорванные ночным ветром облака раскрасил малиновым цветом рассвет. А в стороне, точно по направлению к Риге, медленно проползала длинная туча в форме когтистой лапы, относя мокрый снег с дождем подальше от тех мест, где мне предстояло идти. Повезло!
Прошло еще немного времени — и по верхушкам сосен заскользили первые лучи зимнего солнца, которое не могло проникнуть на дно глубокого оврага к Ланюпе, покрытой у самого берега тонкой корочкой льда. Высокие белые скалы, протянувшиеся почти на километр вдоль речки, тоже изменили свой цвет — с нежно–бежевого на яркий песочный…
Когда–то здесь на самой вершине белой скалы было культовое языческое капище, где местные племена совершали тайные обряды. В начале 90–х группа археологов из Латвийского университета здесь нашла ожерелья из камней и кости. Но определить точный возраст находок не удалось, хотя догадки строили самые разные. Например, такие: ожерелья принадлежали племенам, жившим в этих краях задолго до балтов… Впрочем, еще больше тайн вокруг хранителя аллажского леса — валуна Чернауску, следующего пункта моего длинного новогоднего маршрута.
Его принес ледник
До аллажского леса предстояло идти слишком долго, поэтому проще было поймать попутку на Псковском шоссе — хотя бы до Сигулды, а уже потом свернуть в нужном направлении. И спустя час ваш автор наконец ступил на проселочную дорогу… Если в Риге мороз лишь слегка напоминал о последнем дне декабря, то в Аллажи, особенно в низине, земля буквально окаменела, вдобавок по грунтовке, проложенной сквозь лес, носился ледяной ветер и сбивал с еловых веток иней. Только ветер, шум замерзших раскачивающихся веток, звенящая хвоя — и ни одной машины, ни одного человека кругом. Ощущения совершенно нереальные. И до чего же приятные!
Валун Чернауску — хранитель аллажского леса — лежал в самой чаще на небольшой полянке, украшенной узором из переплетенных корней елей. В окружности камень пятнадцать с лишним метров, в высоту — почти два. На валуне до сих пор видны выбитые ямки, куда в древности ставили сальные свечи участники языческих ритуалов… Раньше к этому великану не имели права подходить "случайные люди". Ведь тогда разгневанные лесные духи могли жестоко покарать. Сейчас, конечно, времена изменились, однако древняя сила не покинула здешние места, а лишь затаилась на время. Попробовать ее разбудить? Можно, если смелый! Ведь эти места считаются еще более таинственными и энергетически сильными, нежели лес в Покайни…
Не стоит лезть в параллельные миры и заигрывать с неведомыми силами, но лучше, если вы оказались возле Чернауску, шепотом спросить у него разрешения пройти дальше, положить на камень ладони и постараться почувствовать легкую вибрацию. Тогда валун позволит продолжить поход к "однофамильцу" камня — мощному 7–метровому в обхвате дубу Чернауску.
На берегу озера–призрака
Самая большая часть пути пролегала по вытянутому холму — Эзерниеку краста критенес. В доисторические времена это был огромный обрыв — берег Ледяного озера. Позже ледник сдвинул озеро на сотни километров и превратил его в Балтийское море. Кто бы мог подумать: холмы, поросшие мощными дубами, высокими липами, стройными соснами и хмурыми елями, на самом–то деле — берега!
Ледник оставил после себя еще немало сюрпризов. Даже под землей здесь проходят очень нетипичные для Латвии процессы: пропадают озера, а потом возникают вновь. Обычно такое случается на Алтае или Кавказе, где вода просто стекает в разломы тектонических плит, а потом после обильных дождей и таянья снегов опять выходит на поверхность.
Но для Прибалтийского региона это большая редкость. За Аллажи в земле залегают карстовые породы, периодически размывающиеся и расходящиеся в стороны, они будто проглатывают воду из озер Саусайс, Линэзерс и Вецэзерс. А потом, совершенно неожиданно, пустые, никогда толком не успевающие зарасти травой и кустарником воронки глубиной 5–8 метров вновь полны водой. уществует довольно четкая периодичность: вода пропадает каждые 9–10 лет, а последний раз озера обмелели в 1996 году.
Другая особенность озера Линэзерс: оно очень редко замерзает полностью, лишь до половины. В этом сам убедился во время короткого привала на берегу. Корочкой льда была затянута четко половина Линэзерса, причем та часть озера, где берега открыты — без деревьев, а значит, солнце должно, по идее, прогревать верхний слой воды. Но лед не тронул ту часть озера, где высокие деревья отбрасывали длинные тени и куда лучи солнца вообще не проникали. Хотя это объясняется: там в Линэзерс впадают незамерзающие ручьи из соседнего болота, в которых температура воды выше, чем в озере. Однако теплые воды будто проваливаются вглубь и не могут прогреть всю поверхность озера, поскольку по центру проходит граница — доломитная преграда.
Песнь целебного источника В темноте идти по лесу то еще удовольствие, но до Печного плато, где из земли и из–под корней дубов били двенадцать целебных источников, добрался в намеченное время… По легендам, каждый источник обладает определенными свойствами: один помогает омолодить кожу, другой лечит даже самые глубокие раны, вода из третьего снимает головную боль, а если выпить из самого стремительного ручья, то у человека, изрядно перебравшего накануне, например "беленькой", пропадает похмелье.
Вода из источников замечательного вкуса — сладковатая и бодрящая, как раз самое то, чтобы легче было продолжать поход!.. Дальше вода скатывается стремительными потоками под холм, где между больших камней сливается в ручей, впадающий в небольшое озерцо. Оттуда водные жилы расходятся в стороны и питают живительной энергией лес. И лес этот — особый! Он весь из лиственниц. Удивительно, ведь эти хвойные деревья растут в диких лесах весьма редко, и так много в одном месте их можно увидеть в Латвии нечасто…
Однако самая вкусная вода — в Ледяном источнике. Из небольшой каменной пещерки высокого холма вода с силой била о камни по берегам речки Лорупе. Долгие годы Ледяной источник считался самым мощным в стране! Насколько силен напор воды, можно услышать уже на расстоянии трехсот метров за огромными деревьями. Если не видеть эту небольшую пещерку с источником, возникает ощущение, будто впереди настоящий водопад, а внизу бурлит порожистая река…
Салют в лесной глуши
Именно на ее берегу я решил поставить палатку и встретить Новый год. Морозец стал крепчать, значит, самое время подумать о костре… На часах уже 23.55. Понятно, шампанским бокалы в лесу не наполняют, тут лучше выпить чего покрепче из любимой фляжки, которая уже лет семь сопровождает меня хоть в Заполярье, хоть на границу с Монголией. Эх, хорошо пошло!
И вот 24.00 — здравствуй, Новый год! Пора вновь поднять бокалы, вернее — фляжку.Где–то очень далеко был слышен салют, который устроил, судя по всему, какой–то хуторянин, живущий в Аллажи. Но вокруг моего лагеря было тихо. Лишь морозец пощипывал колючки елей, и это, представьте, было слышно! Говорят, как ты Новый год встретишь, так его и проведешь. Что же, отличная перспектива!