Практически ежедневно по просьбам жителей города сюда приходят учащиеся 2–й средней школы — приводят в порядок площадь, прилегающую к монументу. Позавчера Саласпилс посетил заместитель руководителя Госинспекции по охране памятников культуры Янис Асарис. Мы обратились к нему за разъяснением — вопреки соглашению между Россией и ЛР обелиск не находится под протекцией местных властей.
"В двух словах это объяснить трудно. Существует ряд критериев, по которым оценивается, может ли объект быть причислен к оберегаемым государством. В соответствии с одним из пунктов такой объект должен быть старше 50 лет. Саласпилсский же обелиск воздвигли только в 1969 году. Им распоряжается дума. Эти условия не распространяются на главный Саласпилсский мемориал, который, разумеется, государством охраняется", — сообщил г–н Асарис.
"У меня сохранился план 1968 года, на котором вблизи памятника видна отметка: "Место захоронений", но, к сожалению, без каких–либо детальных пояснений. Вполне вероятно, что захоронения охватывают и часть, ныне отведенную под жилые дома, хотя их строительство и перенесли подальше. К тому же есть свидетельства очевидцев страшных событий. В общем, будем разбираться…" — добавил г–н Асарис. В ближайшее время госинспекция намерена обратиться в Комитет братских кладбищ, чтобы последние провели зондаж почвы. Мэр Саласпилса отметил, что дума готова частично оплатить раскопки. Насчет котлована Юрис Путниньш заверил, что его закопают, когда владелец земли отыщет технические средства (хм, а ведь чем рыть — нашлось как–то очень быстро!).
В Саласпилсе побывали не только журналисты столичных изданий, но и корреспонденты РТР и Первого Балтийского канала. Сложно прогнозировать, как станут развиваться события вокруг перенесенной стройки, но ясно, что вмешательство СМИ, оперативно отреагировавших на призывы горожан, заставило чиновников засуетиться, в результате чего первоначальное место стройработ будет засыпано. И это уже маленькая победа. В "Вести Сегодня" продолжают звонить возмущенные читатели, приходят письма. Вот выдержки из некоторых комментариев.
Нина Степановна Ершова:
— Мой отец, очевидец жутких событий, чудом оставшийся в живых, рассказывал, что захоронение занимает огромную площадь. И километра не хватит, чтобы оградить эту территорию. О каком строительстве можно говорить!
Марина из Саласпилса:
— Спасибо, что подняли эту тему! Если бы не СМИ, строительство преспокойно продолжалось бы! А теперь власти поняли, что этот номер просто так не пройдет. Я не удивлюсь, если все документы по стройке и вправду в полном порядке: сейчас же, чтобы все было тип–топ, главное — заплатить кому надо. Грустно, что об этом месте вспомнили в такой связи…
Валентина Демидовец:
— Я в шоке от того, что происходит. Тот, кто оскорбит память погибших, непременно будет наказан! В этом месте жить нельзя!