Foto: F64
С высказываниями президента Латвийской федерации футбола и клуба "Сконто" Гунтиса Индриксона можно соглашаться или напрочь отвергать их, но трудно не признать, что этот человек является неординарной личностью. Читателям предлагаем первую часть из разговора DELFI с г-ном Индриксоном, где пойдет речь о Поле Эшворте, фиаско "Сконто" в еврокубке, увеличении посещаемости и как она оборачивается для клуба убытками.

Президента ЛФФ и "Сконто" DELFI встретил аккурат после выигрыша на прошлой неделе его команды у лиепайского "Металлурга". Ответ на вопрос, приятно ли, что его команда снова возглавляет турнирную таблицу, Индриксон начал так:

- Я уже давно не думаю на тему выигрыша или проигрыша "Сконто". Главное — воспитать игроков. А уже они сами должны думать с тренером, как выиграть любой матч. От победы в чемпионате Латвии никому никакой пользы не будет.

Вот Пол Эшворт сейчас работает руководителем молодежной академии в Нигерии. Так на их фоне у нас вообще нет вариантов. Там три раза в день тренируются и тысячи ждут очереди туда попасть. Настоящая школа выживания. А у нас? У нас тренируется тот, кто хочет, а не тот, кто может. Без надлежащей физической подготовки. Даже игроки нынешней сборной, что и показал матч с чехами, по большому счету, не были готовы к скоростям предложенным во втором тайме соперником. Хотя в августе сборная традиционно никогда хорошо не играла. Но от того, что современный футбол требует высоких нагрузок, никуда не деться.

Пол не удивлен, что теперь сборная Англии в полном ауте. Там запрещено тренироваться больше определенного количества раз. В то же время, в профессиональном спорте никого не волнует — запрещено или нет. Поэтому скоро наводнят футбол игроки из Африки, у которых нет никаких запретов. Может половина там умерла уже, не знаю. Но это естественный отбор, селекция. И она у нас на нулевом уровне еще.

- И это показывает выступление "Сконто" в еврокубке.

- Да, молодые игроки нынешнего "Сконто", как оказалось, не способны пройти пока даже такой североирландский клуб в еврокубке. Они попросту не созрели ни физически, ни психологически, чтобы обыгрывать мужиков. Через год может им удастся пройти такую команду, но два-три раунда вряд ли. Слишком сырые еще.

Я по-прежнему считаю, что в Латвии нереально создать сильную команду. Не только в футболе, но и в баскетболе, например. Для этого необходимы совсем другие финансы. И не вижу в стране тех, кто может терять миллионы в год на такие вещи. Раньше я это сам делал, а теперь имею кучу проблем. По минимуму нужно только тратить от 2 до 4 миллионов латов на содержание команды. А если мы хотим чтобы она еще куда-то выходила, то счет уже начинает идти на десятки миллионов. И при этом нет гарантий, что она пробьется в доходный групповой этап. Лет десять ближайших так точно будет.

- Вы любите разного рода сравнения. Посмотрите на соседнюю Беларусь, где сразу три клуба вышли в раунд плей-офф пусть и второго по значимости еврокубка.

- В этой стране идет тотальная помощь спорту со стороны государства. А что дает наше государство футболу. Ничего! Еще два-три года назад нам позволили поставить пять полей, теперь и этого нет. Потом налоги. Мы согласны честно их платить, но верните их назад через год, например. Будем проталкивать эту идею, а получится — не знаю даже.

- Согласны с утверждением Старкова, что просмотр игроков — дело бесперспективное?

- Да, конечно. Но без этого у нас нет вариантов кого-то куда-то отправить. Это единственный шанс. Наши клубы хоть как-то могут пополнить свой бюджет только за счет трансферов. Я сам не торгую игроками, есть люди, которые этим занимаются в клубе. Да, наверное, они не самые талантливые и не с самыми большими связями располагают. Но это один вопрос, а второй упирается в сам товар. Наши игроки пока не располагают к тому, чтобы за ними тут же приезжали и покупали. Вот по игре сборной с Чехией был ли хоть один в составе сборной Латвии, способный обратить внимание серьезного европейского клуба? Есть ли вообще в Латвии такой сейчас игрок? Цауня? Может быть. Мы ему уже давали столько шансов, но он не оказался тогда готов к отъезду. Это уже всем ясно.

- Многим мешает еще и "звездная болезнь". Карашаускас перестал попадать в состав "Сконто" не из-за нее ли?

- Спросите у него. Я так скажу: у многих наших игроков не совсем адекватная оценка собственных сил. Цауня в этом плане, кстати, молодец. У него с этим все в порядке. Он только сейчас подходит к тому, чтобы перейти на новый качественный уровень . Дай бог только здоровья ему.

- А какие основания, как вы говорите, у наших игроков для столь завышенной оценки? Разве наши клубы чего-то добиваются сейчас или сборная Латвии громит всех подряд?

- Трудно сказать. Такие игры с теми же чехами, североирландцами или недавний матч в Питере молодежной сборной против россиян могут подвигнуть к каким-то выводам. Больше надо таких матчей с сильными соперниками. Тогда ребята начинают понимать свое место. И еще им необходимо самим больше работать над собой. Помимо самой тренировки, надо проконсультироваться с тренером и заниматься индивидуально сверх того. Кому-то физику подтянуть необходимо, кому-то технику, прыгучесть и т.д. Но в первую очередь игрок сам должен это понимать и хотеть делать. Тогда будет чувствоваться прогресс и станет ощутим шаг вперед.

- Организация чемпионата Латвии вас устраивает?

- Многие вещи меня не устраивают и всегда можно их улучшать. Многое зависит от инфраструктуры, помощи со стороны государства и самоуправлений. Нет ее и как бы ты не старался организовать — сделать это содержательно будет очень тяжело. Пока беднота чувствуется и сделать сильнее что-то трудно.

Одно могу сказать — федерация со своей стороны осуществляет очень большой объем работы. Боюсь, ни одна другая такой не выполняет. Мы стараемся обхватывать все регионы. У нас неплохо организованы детский и молодежный чемпионаты. Например, мы создали регистр молодых футболистов. Когда начали заниматься этим делом, то было 2 тысячи с небольшим игроков, которые ежедневно тренируются по стране. На 1 января 2007 года их уже было 5200, а на 1 января нынешнего года — 7560. Сейчас уже где-то восемь тысяч. Раньше в году проходило 300 игр детских команд, сейчас более тысячи. Прикиньте, сколько надо полей, судей и организационной работы на проведение этих соревнований необходимо? И эта работа не может не дать результата. И заключается она не в цели выйти в финальные турниры чемпионата Европы или мира. Один раз туда попала наша сборная по большому счету из-за стечения обстоятельств. Если еще раз так карта ляжет, то у этих ребят через лет 6-7 будет возможность проявить себя, а мы сможем сказать, что у нас есть хорошая сборная.

Высшая лига тоже хорошо работает. Я так действительно считаю. В моем понятии этот турнир неплохой для тех условий, которые сегодня в Латвии имеются. У нас ритмичный календарь. С каждым годом улучшается судейство. Это не только я так говорю, но и наш куратор из УЕФА. Надеюсь, что со временем у нас появятся арбитры, которые будут судить матчи гораздо более высокие по накалу и уровню нежели игры чемпионата Латвии. У судей тоже должна быть цель самосовершенствоваться.

Потом, количество команд у нас полагаю оптимальное, ну а играют они сообразно своим материальным возможностям.

А что не устраивает? Здесь палка о двух концах. Меня не устраивает полупустые трибуны. Беда просто с этим. Вот мне пришел в клуб помогать Андрей Бахарев. Что он сделал? На две игры пришли по 3 тысячи, одну игру посетили две тысячи, еще одну — пять или шесть тысяч зрителей. Чем это обернулось? Каждую игру — по 4-5 тысяч латов мы в минусе. Если нам дома за сезон необходимо сыграть 13 игр, а с контрольными и кубковыми наберется порядка 20, то получаем убытки в 80-100 тысяч латов. Из-за того, что мы стараемся привлечь зрителя. Это же не нормально!

Они же бесплатно ходят. А чем больше приходит, значит дополнительная охрана нужна, медицина нужна, туалеты дополнительные нужны. Все это выливается в деньги. Только за последнюю игру остались должны охранной фирме 2400 латов. Не имел бы я проблем в бизнесе, мог еще себе позволить идти на такие траты. А сознательно идти на такие убытки… Раньше у нас была минус тысяча латов за игру, а теперь 4-5 тысяч. И здесь задумаешься — а стоит ли игра свеч? К тому же и пришедшие люди на стадион по большому счету не способны купить себе поесть, попить, я уже не говорю про атрибутику. Телевидение нам не платит. Откуда доходы здесь взять? Может с привлечением волонтеров удастся снизить затраты.

- Вы представляете, чтобы в обозримом будущем высшая лига латвийского футбола стала самостоятельной частной структурой?

- Я только за, потому что для федерации проведение чемпионата приносит одну головную боль.

- Несколько лет назад клубы поднимали этот вопрос, однако генеральный секретарь ЛФФ Янис Межецкий уговорил всех оставить все как есть.

- Это вранье. Я каждый год говорю клубам — давайте, создавайте структуру, которая будет заниматься чемпионатом. Межецкий мог сказать только — давайте садимся за стол переговоров и подписываем договор. А кто хотел организовывать, хотел еще чтобы и федерация несла расходы. На последнем правлении я просил Жука (коммерческий директор ЛФФ — Прим.): разделите чемпионат и работу в федерации. Ведь на сегодня беда в том, что Жук сидит и на чемпионате и на том, как привлечь деньги в сборную страны. От этого теряет федерация, поскольку ниже определенного уровня национальный чемпионат мы опустить не можем. И я, как президент федерации, заинтересован чтобы чемпионат был отдельной структурой, которой бы занимался сильный менеджмент. И возможно со временем клубы стали бы зарабатывать там деньги, потому что с федерацией они никогда зарабатывать не будут.

Нужен конкретный человек, у которого имеется своя программа и видение, как это все будет выглядеть. Мы же не можем отдать абы кому чемпионат, чтобы потом все исправлять самим. Пока экономическая ситуация не позволяет надеяться на то, что такие люди появятся в ближайшее время.

P.S. Во второй части читайте о взгляде Индриксона на молодых тренеров, сборную страны, зачем нужно было амнистировать тренера Пертию и кто стал союзником президента ЛФФ в борьбе с "черным" тотализатором.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!