Казалось бы, чем можно удивить современного человека, избалованного информацией о возможностях клонирования, инопланетном разуме или о полиглоте, изучившем в совершенстве 98 языков? И все же именно это чувство не покидало меня во время разговора с молодой женщиной (назовем ее Екатериной), которая позвонила в редакцию и предложила встретиться, чтобы рассказать о своей нестандартной работе. Отправляясь на встречу, я представляла себе циничную даму, готовую ради денег практически на все. И хотя созданный мною портрет не соответствовал оригиналу, я безошибочно узнала нашу героиню: что-то неуловимое, отличающее ее от остальных, было в ее взгляде. За столиком в кафе сидела симпатичная женщина лет тридцати, одна из тех, кто так органично вписывается в интерьер уютной квартиры, а в будущем превращается в счастливую "мать семейства". Так что же заставило Екатерину решиться на эту пикантную затею, в результате которой к самому нежному в мире слову "мама" прибавился грубый довесок -- "суррогатная"? Авантюризм, толкающий на все ради солидного заработка, или отчаяние, заставляющее забыть о том, какому риску она себя подвергает?
…Катя родилась в маленьком украинском городке во вполне благополучной семье. И пусть в ее детстве не было несметного количества заграничных игрушек, а в юности -- немыслимых нарядов, всем необходимым родители обеспечили. И когда, окончив техникум, она объявила о своем намерении выйти замуж за Алексея, мать и отец приложили все усилия, чтобы свадьба получилась не хуже, чем у других. Через год у нее родилась красавица-дочка, а несколько лет спустя -- долгожданный сын. Жизнь виделась долгой и непременно счастливой. Но не зря говорят -- чтобы выдержать испытание бытом, надо быть поистине незаурядным человеком. Ее супруг оказался обычным. Поэтому когда он однажды, собрав вещи, ушел (как в плохом фильме), Катя с горечью поняла, что заботиться о малышах теперь предстояло ей одной. Конечно, родители помогут, но ведь их скромной зарплаты и раньше едва хватало на хлеб насущный. Кроме того, она заметила, что самочувствие ее резко ухудшилось: то голова закружится, то вдруг одолевает слабость… Поначалу все списывала на пережитый стресс. А когда все же обратилась к врачу, с ужасом узнала, что… беременна! В другой ситуации это известие стало бы для нее великой радостью, ведь раньше Екатерина всегда мечтала о большой и дружной семье, но сейчас… Выбора у нее не было.
…Катя лежала, погрузившись в собственные мысли, и не сразу обратила внимание на немолодую супружескую пару, вошедшую в палату. Оказалось, посетители пришли по необычному поводу: они предложили оплатить услуги женщины, которая согласилась бы… сохранить для них своего ребенка. Супруги даже не предполагали, какую бурную реакцию вызовут их слова! Матери, в силу разных обстоятельств вынесшие приговор своим еще не родившимся детям, единодушны были в одном: лучше пусть они совсем не появятся на свет, чем будут воспитываться чужими! Почему? Потому! Тогда, в 1999 году, эта история шокировала и ее: продать собственное дитя совершенно чужим людям -- что может быть циничней?
…Шло время, устроиться на работу в их городке было почти нереально. Куда бы она ни обращалась, везде получала отказ. Причин было много: отсутствие стажа, престижной специальности и, конечно, маленькие дети. Пробовала даже убирать помещение офиса. Но через три недели заболел сын, и она ушла на больничный, даже не успев получить заработанное. А когда вернулась, ей сообщили, что она уволена. Опять начались бесплодные поиски. Последней каплей стал невинный вопрос дочки о том, когда в следующий раз она купит им конфет. И тогда она впервые подумала: а что если… Несколько ночей, проведенных в лабиринтах Всемирной паутины, прошли не напрасно: оказалось, уже не один год существует своеобразная индустрия по производству детей на заказ! Кроме того, разработаны целые сайты, посвященные этой деликатной теме, на которых не только размещены объявления в разделах "спрос" и "предложение", но и информация о примерных гонорарах, условиях заключения контракта. Существовал даже специальный термин, который, вероятно, в силу своей новизны, резал слух: "суррогатная мать" или просто "сурмама".
Информация, казавшаяся поначалу чем-то недопустимым, заставила всерьез задуматься над возможностью попробовать себя в этой роли. Ведь по сути, она не только не собирается бросать родившегося ребенка на произвол судьбы, а еще и сделает доброе дело: подарит радость материнства тем, кто лишен этого в силу жизненных обстоятельств. Деньги? Но ведь это тоже труд (и даже рискованный!), пусть и не такой привычный. Правда, чтобы окончательно решиться на такой шаг, Екатерине потребовался целый год. За это время ей удалось найти "заказчиков" -- молодых россиян, готовых (если результаты медицинского обследования окажутся удовлетворительными) принять ее на полное обеспечение с ежемесячным пособием в 300 у. е. и последующей выплатой солидного, как показалось Кате, вознаграждения. Чтобы не вызывать подозрений, родным сказала, что отправляется на заработки в столицу -- продавцом в частном магазине (благо, многие ее знакомые решали свои материальные проблемы таким образом). Однако незадолго до отъезда случилось непредвиденное: отец, прочитав ее корреспонденцию, понял, каким именно промыслом хочет заняться его дочь.
Дома разразился скандал. Каких только слов не услышала Катя в свой адрес, а еще к ее собственным опасениям добавились мамины слова о том, что ее непременно "продадут на запчасти". И все же месяц спустя она с детьми уже жила в специально снятой квартире на окраине Москвы. Когда все вопросы были тщательно оговорены, а заключение медиков давало "зеленый свет" для осуществления плана, Екатерина с Леной и Андреем (будущими родителями ее ребенка) закрепили соглашение юридическим договором. По счастью, непростая медицинская процедура со второй попытки прошла благополучно, и теперь трое… родителей с нетерпением ждали появления на свет малыша. Обе женщины -- ровесницы, имеющие родственные специальности, -- несмотря на необычность ситуации, быстро наладили отношения, которые вскоре вышли за рамки сугубо деловых и стали скорее, дружескими. Вместе они посещали специалистов, консультировались у психолога. Лена каждый вечер приходила к Кате, чтобы пообщаться с будущим малышом и привыкнуть (хотя бы таким образом) к роли матери. Долгими вечерами они беседовали о предстоящем рождении, делились переживаниями, вспоминали прошлое. Так Катя узнала, что еще несколько лет назад у Лены был шанс родить ребенка, однако угроза ее жизни (врожденная патология сердца) поставила врачей перед выбором: либо он, либо она. Два года после случившегося женщина пыталась прийти в себя: ведь она потеряла не только сына, но и надежду иметь детей. Принять предложение медиков, в котором они видели для семьи единственный выход, оказалось нелегко. И теперь ей так хотелось увидеть наконец ребенка, который, несмотря на особенность рождения, все же будет "ее кровинушкой".
В положенный срок у Кати появился чудесный мальчик, а уже через неделю она передала младенца "генетическим родителям" (так по-научному определены подобные родственные отношения), чтобы, следуя условиям договора, больше никогда его не увидеть. Вспоминать о сыне, чувствовать и любить его она запретила себе еще тогда, когда решилась на этот шаг. И хотя сначала были опасения, что новоиспеченные родители не справятся со своими обязанностями, проведя больше года в семье Елены и Андрея, женщина поняла, что малышу, для которого она стала "временной" мамой, там будет хорошо. О дальнейшем старалась не думать -- договор дороже денег. К тому же она изначально определила собственную функцию: только физиологическая, что-то вроде инкубатора, оставив душевное (и духовное) общение Лене.
Естественно, у меня возник вопрос, какие чувства она испытывает к малышу, которому сейчас уже исполнилось полтора года? Ведь одно дело совершить поступок, и совсем другое — жить с мыслью о том, что ничего уже изменить нельзя. Как ни странно, Катя сожалела лишь о том, что никогда не сможет общаться со своими новыми знакомыми — Леной и Андреем, которые, по иронии судьбы, стали для нее почти родными. Ребенок? Конечно, ей бы хотелось знать, что у него все хорошо, но ведь это и так понятно. Своим детям Екатерина объяснила, что они просто гостили у ее друзей. А братик? Так случилось, что он не родился. В жизни ведь всякое бывает…
На прощание я поинтересовалась ее планами на будущее — полученных денег вряд ли хватит надолго, а начатый ею бизнес все-таки очень уязвим. И Катя, в голосе которой почувствовалась деловая рассудительность, рассказала, что хочет еще раз повторить свой эксперимент (клиент — девушка из Польши — уже найден), а потом открыть что-то вроде частного агентства — ведь спрос на такого рода услуги, как оказалось, велик. За время поиска "работы" для себя, она уже создала собственную базу данных, изучила юридические нюансы, узнала медицинские требования. И даже попробовала себя в этом качестве: нашла подходящие пары для двух своих подруг. Одна из них уже приступила к исполнению обязанностей.
"А что делать? — сказала Екатерина, направляясь к выходу. — Мне ведь надо поставить на ноги собственных детей, тем более что ничего крамольного я не делаю. А дарить жизнь --это ведь не отнимать!"
Она ушла, растворившись в шумной толпе большого города, а я, глядя ей вслед, все думала о превратностях судьбы и о том непростом выборе, перед которым порой ставит нас жизнь. Ведь каждый раз, сталкиваясь с нестандартной ситуацией, невольно начинаешь примерять ее на себя. И ужасаешься. Вероятно, так же, как и поначалу сама Катя.
Мамы разные нужны…
Углубившись в изучение этой темы, я поразилась количеству обрушившейся на меня информации. Создавалось впечатление, что нахожусь на неком виртуальном аукционе, где за определенную сумму можно приобрести практически все, даже чью-то жизнь.
"Интеллигентная семья воспользуется услугами суррогатной матери в ближайшее время. Актуально до…", "Как выбрать суррогатную мать?", "Что нужно знать потенциальным сурматерям", "Предлагаю услуги…". Материалы с подобными заголовками заполонили сегодня Интернет, и, как показал опрос, вызвали живой интерес со стороны тех, кто выступает в роли сторонних наблюдателей, прагматично обсуждая их на многочисленных форумах.
И хотя революция в решении этой непростой проблемы произошла лишь в ХХ веке, некоторые специалисты считают, что прообраз суррогатного материнства в современном понимании появился за несколько тысячелетий до того, как изобрели экстракорпоральное оплодотворение, или ЭКО. Ведь если супруга античного правителя не могла подарить ему наследника, эту роль (за щедрое вознаграждение) выполняла девушка из достойной семьи. Сам факт рождения, как правило, сохранялся в тайне.
Сейчас к морально-этической стороне вопроса прибавилась еще и необходимость официально закрепить "акт передачи" младенца, а также все связанные с этим аспекты. Например, даже в тех странах, где ЭКО разрешено законом, медики не приступят к процедуре, пока между всеми заинтересованными сторонами не будет подписан договор, составленный юристами. Именно он позволит потом передать ребенка от суррогатной матери генетическим родителям, а не третьим лицам.
Справка
Исследования искусственного оплодотворения начались в середине прошлого века. А 25 июля 1978 года в Англии на свет появился первый ребенок "из пробирки". В начале 90-х наступает новая эпоха в лечении бесплодия. С помощью новых технологий врачи стали активно воздействовать на сам процесс зачатия, происходящий вне организма матери в специальных условиях. Но эмбрион в этом случае подсаживают уже другой женщине, которая и вынашивает ребенка для его генетических родителей. Успех ЭКО зависит от множества факторов: возраст супругов, общее состояние организма, причины бесплодия. Как утверждают медики, эффективность программы обычно не выше 30 процентов.
Основные требования к потенциальной сурмаме:
возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; психическое здоровье; отсутствие серьезных хронических заболеваний; официально подтвержденное согласие супруга (если таковой имеется). Чаще всего в роли сурматери предпочитают видеть кого-либо из родственниц, но ею может быть и совершенно чужой человек -- все зависит от пожеланий и предпочтений семьи. Как показывает опыт, большинство пар останавливают свой выбор на женщинах из ближнего зарубежья в надежде на то, что разделяющее их расстояние избавит от нежелательных встреч в будущем. Правда, известны случаи, когда ребенка вынашивала для дочери, лишенной такой возможности, ее мать! Вот только проследить цепочку родственных взаимоотношений потом оказывалось непросто: мама-бабушка или бабушка-мама?
Гонорар, который получает суррогатная мать в случае благоприятного исхода, колеблется от 5000 до 50000 у. е. и больше. А общая сумма расходов заказчика включает в себя также содержание женщины во все время беременности, саму процедуру оплодотворения, платные роды, медицинскую страховку (поскольку беременность и роды всегда сопряжены с риском), а также юридическое оформление договора. Поэтому такая "роскошь" по карману только людям состоятельным.
Интермамы
Несмотря на кажущуюся лояльность в решении многих вопросов, далеко не все страны западного мира рискнули узаконить эту процедуру. Например, во Франции, Германии и Польше суррогатное материнство нелегально, потому что оно противоречит законодательству об усыновлении. Конгресс США разрешил его в 1991 году, но это положение распространяется не на все штаты. В Канаде оно не имеет юридической силы, хотя сама процедура не запрещена законом и осуществляется частными агентствами. Мировым центром коммерческого сурматеринства считается Калифорния. Здесь предоставляются международные услуги по вынашиванию детей.
В России и в Украине ЭКО не только разрешено, но и четко регламентировано юридически.
Большинство врачей уверены, что для семей, лишенных возможности родить ребенка естественным путем, этот метод является лучшим выходом. Психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. А социологи предлагают рассматривать его в контексте культур. Категорически против суррогатного материнства выступает христианская церковь — и католическая, и православная. По мнению священнослужителей, такой способ появления на свет разрывает глубокую эмоциональную связь между матерью и ребенком, нарушая в будущем целостность личности. Кроме того, материнство в подобной ситуации становится практически работой по договору, в которой, как в любом бизнесе, преобладает стремление к личной выгоде с одной стороны, и вседоступность (купить можно все!) с другой. Но, так или иначе, число детей, выношенных суррогатными матерями, в мире сейчас исчисляется тысячами.
Звездные страсти
Как известно, богатые и знаменитые тоже плачут. Проблемы, связанные с появлением на свет собственного ребенка, не обошли стороной и звезд эстрады и кино. Например, Алену Апину, которая одной из первых среди российских знаменитостей прибегла к услугам суррогатной матери, о чем подробно рассказала в прессе. Теперь у нее растет замечательная дочь Ксюша. Таким же образом поступила супердива американского кино Шарон Стоун: усыновив первого ребенка, второго актриса решила обрести таким вот новомодным способом.
Комментарий психолога
Одной из основных проблем женщины, которая решила стать суррогатной матерью, является психологическая нестабильность. Естественно возникает вопрос: что толкнуло ее на этот шаг? Если она одна воспитывает собственного ребенка и у нее масса материальных проблем, то сам факт беременности станет для нее еще одним стрессом и только усугубит ситуацию. Нередки случаи, когда женщина "ломается", и когда появляется малыш, несмотря на данные ранее установки, привязывается к нему, повинуясь природному инстинкту. Именно потому специалисты рекомендуют парам, решившим прибегнуть к подобным услугам, отдать предпочтение женщине, имеющей двоих собственных детей. В этом случае ей будет на кого перенести свою заботу и внимание. А вот как сложится жизнь "суррогатного" ребенка? Даже если он никогда не узнает тайны своего рождения, вполне возможно, что в будущем он столкнется с серьезными проблемами, ведь та связь, которая устанавливается между матерью и младенцем, имеет немалое значение для развития личности.