Foto: LETA
Президент Латвийской хоккейной федерации (ЛХФ) Киров Липман в разговоре с Delfi рассказал об отказе Яниса Спруктса выступать за сборную, приглашении в тренерский штаб национальной команды Юлиуса Шуплера, бюджете ЛХФ, а также о том, будет ли Латвия все же претендовать на проведение мирового первенства в 2017 году.

- Что вы думаете об отказе Яниса Спруктса играть за сборную?

- К сожалению, раньше было больше патриотизма. Люди как-то больше любили, ценили свою страну. Теперь это с каждым годом все уходит и уходит. И сейчас превалирует, конечно, материальная сторона. Если раньше Спруктс получал, дай бог, 3-4 тысячи евро в месяц, для него очень важно было участвовать в чемпионатах мира, где присутствует очень много агентов, скаутов. Если новый клуб давал ему на одну-две тысячи больше — он был счастлив. А что теперь? Он получает достойную зарплату. Где-то, может, и зазвездился.

Но вообще Янис — человек хороший, мне он нравится. У него есть характер. Вот только не стоит забывать, что ты представляешь свою страну… Плюс фамилия соответствует гражданству этой страны. Достойнее было бы проявить сознательность и принять участие в первенстве мира. Думаю, он одумается. Не сейчас, так потом.

- Вы предлагали Шуплеру поработать в тренерском штабе сборной Латвии консультантом?

- Глупости. У нас с ним прекрасные отношения, часто встречаемся. Он даже как-то заметил: "Киров, мы с вами чаще встречаемся, чем мое руководство со мной". А почему не встречаться? Он приятный человек, во-первых. Во-вторых, мне важно знать его мнение о кандидатах в сборную Латвии, в каком они состоянии.

Я пережил ванкуверскую Олимпиаду, где ребята сыграли не в полную силу. Чисто психологически я их понимал и поэтому никаких заявлений тогда не делал. В "Динамо" им тогда дали команду — в плей-офф вы еще не попали и не дай бог получишь травму, останешься без премии. Конечно, ребята старались избегать всяких столкновений, сыграли слабо. Итог — 12-е место из 12-ти.

Поэтому я переживал, волновался. Подумал, что хорошо бы, если кто-то из "Динамо" был в сборной и мог подхлестнуть ребят, привить им сознание чести выступления за сборную страны. И я видел Юлиуса, как возможного кандидата для этой роли. Сказал ему: переговорю со Знарком, и если тот согласится, вижу тебя его помощником. Консультантом — это неправильно. Даже речи не шло там о должности второго тренера, пятого или еще какого-то. Просто помощником. Шуплер ответил: "Хорошо, Киров, я понимаю".

Я переговорил со Знарком. Он, конечно, был против по своим личным причинам, а я не вдавался в подробности — почему, зачем. В результате, вопрос отпал сам по себе. Юлиус воспринял все правильно, и мы расстались друзьями. Сказал ему: когда-нибудь готов всегда ему помочь. Никаких других разговоров не было. Я что, ненормальный что ли — у меня же есть главный тренер! Не в моем характере это.

За 20 лет я никого не обманул. Пусть говорят все, что хотят, но я никого не предал и не меняю людей как перчатки. Вот со мной люди работают уже который год, а был бы плохим, наверное, сами бы ушли. У меня всегда есть уважение к людям. Другое дело, люди забывают, что все мы смертны. Об этом не надо думать постоянно, но иногда, в экстремальных ситуациях, стоит.

- Львиная доля бюджета ЛХФ формируется из средств от вашего бизнеса, а каковы суммы привлеченных средств со стороны?

- По самым минимальным затратам бюджет ЛХФ в этом году равняется 1,3 млн. латов, хотя в прошлом году было 1,6 млн. латов. Государство мне в этом году выделило 93 тысячи. Сократили дотацию, по-моему, в раз пять.

В чем я вижу проблему. Государство выделяет бюджет Министерству образования и науки, где присутствует и спорт. Но проблем с преподавателями и образованием у них значительно больше, поэтому в первую очередь они пытаются заткнуть дырки там. Все, что остается, а это минимум, отдают спорту. В высшей степени безобразие!

Скоро у нас вообще не будет профессионального спорта с таким отношением. Люди, которые руководят спортом, далеки от него. И в этом трагедия. Непонятно, зачем финансировать все виды спорта и почему не сделать ставку на те, которые являются лицом государства. Так, как это делают эстонцы, литовцы. Последние вкладывают в баскетбол, и они в элите мирового спорта. Мы же хотим почему-то успеть везде. А денег-то нет, ну не способны всех обеспечить! И подбрасывание копеек на этом фоне выглядит унижением для федерации.

Международная хоккейная федерация помогает чем может, но она не столь богатая, как скажем, футбольная. К примеру, страна, выигравшая чемпионат мира по хоккею, получает 900 тысяч швейцарских франков (порядка 690 тысяч евро — Ред.). С призовыми в футболе на этом уровне не сравнить.

Или вот я сейчас провожу юниорский чемпионат мира U-18, так ИИХФ (Международная федерация хоккея — Прим.) выделяет мне на это 110 тысяч франков (около 60 тысяч латов — Прим.). Как вы думаете, мне этого хватит? Принять команды, организовать питание, оплатить аренду льда. Да у меня все эти деньги съест только "Арена Рига".

- Каковы шансы Латвии принять чемпионат мира в 2017 году?

- Окончательное решение по стране-организатору ЧМ-2017 будет принято только через год. И это хорошо. Мне дан шанс определиться, стоит ли нам вообще этот чемпионат брать? Если будет такое же отношение, как в предыдущие годы, то я этим заниматься не буду. Вы же помните как это было тогда. И сегодня уже задают вопрос — а нужно ли нам это мировое первенство?

Дома мне уже давно говорят, что я ненормальный. Мол, давно надо бросить этот хоккей. Поэтому для себя я решил так: если начнутся какие-то наваждения, пусть забирают уже эту федерацию. Профессиональный хоккей у нас мог умереть еще в 90-х годах, если бы не был такой сумасшедший, как Липман. Мне не стыдно об этом говорить. Потому как то, что я сделал для хоккея, пусть еще кто-то попробует сделать. У нас никогда бы не было чемпионата мира. Я вас уверяю — никогда! Латвию никто не рассматривал всерьез, как потенциального организатора мирового первенства. И в тоже время я выслушиваю все эти гадости на уровне правительства. Тогда на заседании Кабинета министров премьер говорил своим подчиненным — вы с Липманом там ничего не решайте, ведь мы не способны потянуть чемпионат. Вот до такого маразма доходило.

Так что по ЧМ-2017 пока вопрос открытый. Если бы мы шли до конца, то, думаю, шанс выиграть организацию этого чемпионата мира у нас большой. Ведь президент Латвийской хоккейной федерации котируется очень высоко. Не здесь, а в мире. Когда я взял с собой на презентацию ЧМ-2013 мэра Риги Биркса, то спустя три дня, когда мы уезжали, он говорил: "Киров, я не ожидал такого уважения к тебе со стороны всех. У нас в стране к тебе так не относятся".

В этом году будут выбирать организатора ЧМ 2016 года. Претенденты Россия и Дания. Думаю, у России больше шансов. А в следующем году, если мы не передумаем, у нас в соперниках будут опять-таки Дания, Украина, подумывает Австрия еще подать заявку. В общем, конкуренты достаточно серьезные. А в том, что нет пока второго холла у нас, я особой проблемы не вижу. Когда мы получили права на ЧМ-2006, у нас вообще ни одной арены не было...

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!