Foto: AFP/Scanpix
Любой мобильный телефон является устройством, которое постоянно передает информацию мобильному оператору о своем местоположении. Эти сведения, не говоря уже о данных о звонках, сообщениях и выходе в интернет, аккуратно сохраняются. При желании к ним во всем мире, включая и Латвию, имеют доступ различные государственные агентства, спецслужбы, полиция. И им даже не нужно на это разрешение суда.

Спецслужбы и полиция много лет назад "продавили" легкий доступ к этим данным, заявляя, что они не являются чувствительными. В них, действительно, нет содержания разговоров и SMS-сообщений (на "прослушку" как раз нужна санкция суда). Но зато есть данные о местоположении человека в каждый момент времени, о том, кому и когда он звонил, когда выходил в интернет. Эти данные называются "метаданными".

Многие люди, вслед за полицией, утверждают, что в этих данных нет ничего "такого" и по ним невозможно ничего узнать. Но так ли это?

Австралийская радиовещательная корпорация ABC провела эксперимент и запросила у местного мобильного оператора Telstra "метаданные" одного из своих журналистов Уилла Оккендена. Данные включали информацию о том, кому он звонил и писал сообщения (номера были скрыты и заменены на уникальные ID-коды), а также о том как долго длились звонки, каким была длительность разговоров и к каким базовым станциям в какой момент времени подключался телефон (что позволяет установить местоположение трубки с высокой точностью, особенно в городе).

Отметим, что хотя Уилл Оккенден пользуется смартфоном Apple iPhone, это не имеет особого значения, потому что речь идет о данных, которые собирают мобильные операторы. Они "следят" за простыми телефонами также, как за смартфонами. Более того, тем, кому есть, что скрывать, на самом деле стоит пользоваться смартфонами, но об этом ниже.

Отметим, что мобильные операторы также могут собирать и могут выдавать по запросу полиции и другие сведения, входящие в понятие "метаданные":

  • детали входящих звонков;
  • время отправления и адреса почтовых сообщений, если они отправлялись посредством почтовых серверов провайдера;
  • тип и размер файлов, которые пересылаются по электронной почте через почтовые серверы оператора;
  • детали об использовании интернета, включая адреса сайтов и то, сколько данных было передано и получено.

Получив данные своего сотрудника, ABC специальным образом обработала эти сведения, привязав их к точным географическим картам и сведя в удобные для использования блоки. Каждый может пройти на сайт проекта и внимательным образом изучить "метаданные" журналиста буквально по часам, день за днем — целый год его жизни.

Где и когда он бывал:

Кому, как часто и когда конкретно он звонил и писал сообщения:

После этого в ABC попросила читателей, то есть обычных людей, не специалистов, внимательно изучить эти данные и написать — что они узнали про жизнь Уилла Оккендена. В этом и заключался суть эксперимента: показать, что о жизни другого человека можно узнать, изучив лишь "метаданные". Более того — анализ проводился не обученными специалистами, а просто энтузиастами и это было также частью эксперимента.

Что читатели узнали о жизни журналиста

На призыв откликнулись порядка 300 человек. "Публичный анализ местами оказался пугающе точным. Читатели изучили все очень, очень внимательно. Год моей жизни просмотрели под микроскопом. Они верно отметили мои главные путешествия, время работы, привычки и многое другое", — пишет сам хозяин информации.

Проще всего оказалось выяснить, где живет и работает Уилл. Верно были указаны даже его любимые рестораны и кафе. Многие читатели даже выяснили конкретные адреса, хотя по-настоящему верно их угадали лишь несколько человек. Правда, многие приписали журналисту увлечение гольфом, заметив, что он часто бывает около одного из клубов — и не угадали. "Я бы даже не осмелился попросить у них сыграть разок. Они бы только посмотрели на меня — и со смехом бы выгнали взашей. Я безнадежен в гольфе", — пишет он.

Проанализировав "метаданные" журналиста, читатели также угадали, как и на чем он обычно добирается домой и едет на работу. Они верно указали, что он предпочитает паромное сообщение, но иногда пользуется автобусом и даже машиной. Более того, некоторые сумели точно указать, на какой конкретно остановке он обычно выходит.

За минувший год Уилл сменил место жительства — и это читатели, "игравшие" с его информацией вычислили довольно легко, с точностью до конкретной даты переезда.

"Оказалось, что если иметь доступ к достаточно большому количеству данных за большой период времени, привычки и рутинные действия выдают о вас больше, чем вам бы того хотелось. Некоторые люди шутили, что я очень редко выбираюсь в город развлечься. Глядя на свои же данные, я не могу не согласиться с тем, что это очевидно", — пишет журналист.

Изучая "метаданные", наблюдательные читатели выяснили, где живут родители Уилла — по тому, где он находился в канун Рождества и, самое главное, на утро следующего дня. Они также сумели вычислить брата Уилла. Впрочем, один из читателей неверно указал причину одного из путешествий журналиста домой, предположив, что он ездил на церемонию награждения брата, но оказалось, что причиной путешествия была необходимость в настройке Wi-Fi.

"Без знания содержимого, имея только "метаданные", трудно получить ответ на вопрос "зачем?". Вы можете отследить перемещения, но их причину — не всегда. Читатели сделали немало предположений о причинах моих поездок, и хотя иногда они угадывали, во многих случаях — как в истории с награждением брата — они были неправы", — пишет Уилл.

Интересно, что читатели также сумели точно отследить его перемещения внутри страны на самолетах. Видя время "исчезновения" и "появления" сигнала мобильной связи в аэропортах и "гугля" рейсы, они точно указывали, когда, куда и на чем он летал. А вот с международными рейсами все было намного печальнее — слишком много самолетов вылетает из аэропорта Сиднея за слишком короткий промежуток времени.

"Многие читатели предлагали, чтобы я также выложил информацию о транзакциях на моей кредитной карте. Сами по себе банковские транзакции — еще один вид "метаданных" и если их объединить с данными мобильного оператора, это бы без сомнения позволило бы построить более точную картину моей жизни", — пишет журналист.

Почему смартфоны затрудняют работу полиции

Самой интересной оказалась "игра" с социальной сетью Уилла — с людьми, которым он звонит и пишет сообщения. Читатели верно угадали, что контакты с большим количеством звонков, но с малым количеством сообщений — это телефоны родителей журналиста. Но и все, на этом верные догадки закончились. По словам самого Уилла, такая "неточность" обусловлена несколькими факторами. Во-первых, оператор включил в данные только информацию об исходящих звонках и сообщениях, входящих не было. Если бы они были, искать закономерности было бы проще. Полиция, впрочем, в своих запросах наверняка получает эти данные.

Второй тонкий момент со звонками и сообщениями заключается в том, что оператор фиксирует лишь те из них, что идут через его сеть. А если человек звонит, например, через Skype, а сообщение отправляет через WhatsApp, то в "метаданных" это будет отмечено всего лишь как выход в интернет. Поэтому пользователи смартфонов имеют тут преимущество над теми, кто использует лишь обычные телефоны.

Еще более интересная ситуация с iPhone. В нем, если у другого человека тоже iPhone, обмен "SMS-ками" идет через программу iMessages. Для мобильного оператора это, опять же, всего лишь интернет-траффик, поэтому такие короткие сообщения не сохраняются в "метаданных". По словам Уилла ни один из более чем 300 читателей не принял во внимание этот момент и не учел, что многие короткие сообщения журналиста просто не отобразились потому, что он общался с другими пользователями iPhone!

Тот факт, что "SMS-ки" в iPhone для мобильного оператора — всего лишь интернет-трафик, сыграл злую шутку с теми читателями, которые предположили, что на Новый год журналист веселился до утра, так как постоянно выходил в интернет. По факту же Уилл на Новый год спал, а в интернет "выходил" его iPhone, принимая поздравления от друзей.

Кроме того, читатели, регулярно отмечая его "поздновечернюю активность" так и не сумели понять, что Уилл работает по сменам и не всегда эти смены приходятся на стандартные "с девяти до пяти".

Выводы

По нашему мнению, эксперимент ABC доказал, что собираемые и выдаваемые мобильными операторами "метаданные" не так безобидны, как это представляется многим. Конечно, сами по себе они не отвечают на вопросы "почему" и "зачем" и часто приводят к ложным выводам. Однако стоит отметить, что если полиция и спецслужбы проявят к кому-то интерес, то метаданные мобильных операторов будут лишь одним из "слоев" жизни человека. Самое главное, что доступ к этому слою очень легко получить — не нужны никакие решения суда, где полиции или спецслужбам пришлось бы обосновать свой интерес к персоне.

"Соглашаясь на участие в проекте, я знал, что многие аспекты моей жизни за последний год будут выставлены на всеобщее обозрение. Так оно и произошло, но это было ожидаемо. Чего я не ожидал, так это такой высокой точности и большого количества подробностей. Из сотен сообщений читателей, которые мы получили, ясно, что "метаданные" могут выявить существенное количество деталей о жизни человека — даже на таком уровне", — пишет Уилл.

"Премьер-министр Тони Эбботт в 2014 году сказал, что метаданные "по сути — билинговая информация", которую каждый из нас получает со счетом. Но из ответов, которые мы получили, я бы сказал, что метаданные выдают существенное количество информации о жизни человека и это еще до того, как вы начинаете использовать другие источники информации, чтобы закрыть возникающие пробелы", — продолжает он.

"Хотя это было захватывающее упражнение, некоторые открытия читателей выбили меня из колеи. Пожалуйста, прекратите копаться в данных, это меня пугает!", — заключает он.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!