Foto: AFP/Scanpix
Строительство немецкого газопровода NEL, который соединит Nord Stream с газотранспортной системой Европы, приостановил суд. Чем руководствовались люди, подавшие иск, и как им удалось притормозить мега-проект?

Экскаваторы, гигантские краны и бульдозеры застыли в живописном поле под немецким городом Люнебургом. Неподалеку аккуратными рядами лежат новенькие, местами уже сваренные друг с другом трубы. Нельзя сказать, что стройка совсем опустела, но тяжелая строительная техника простаивает. Миллиардный проект NEL - это одна из двух веток, которые соединят подводный газопровод Nord Stream ("Северный поток") с европейской сетью магистральных газопроводов. Мощность трассы должна составить 20 млрд кубометров в год, протяженность - 440 км.

И вот незадача: строительство, которое по планам должно закончиться в конце 2012 года, внезапно остановилось. Непосредственным поводом послужило решение Высшего административного суда в Люнебурге, вынесенное 29 июня 2011 года в ускоренном порядке. Судьи удовлетворили ходатайство городских общин Винзен и Штелле, а также группы из 25 местных жителей, выступивших против прокладки газопровода в непосредственной близости от жилых массивов. Корреспондент Deutsche Welle отправился на место событий и встретился с героями этой истории.

Экономия средств за счет безопасности?

Роберт Изернхаген (Robert Isernhagen), заместитель бургомистра Штелле, первым делом сообщил Deutsche Welle, что он и жители его 11-тысячного городка ничего не имеют против NEL. Но строители обязаны учитывать интересы местного населения и обеспечить его безопасность. По словам Изернхагена, недовольство жителей созрело еще задолго до судебного разбирательства. Ведь, согласно планам, трубы, в которых под высоким давлением будет прокачиваться газ, должны быть проложены всего в 23-50 метрах от жилых домов, а также в непосредственной близости от здания начальной школы и прямо по ее спортивной площадке.

Маршрут трассы, который разработал консорциум компаний, строящих газопровод (E.On Ruhrgas, Wingas и Gasunie), был утвержден местным земельным ведомством по горной промышленности, энергетике и геологии.

Перед тем как утвердить или отклонить подобный проект, ведомство обязано ознакомить с ним местные власти и население. Когда до жителей Винзена и Штелле дошла весть о том, что из трех возможных вариантов чиновники выбрали самый "незатратный" для строителей маршрут, в суд был тут же подан иск.

"А как насчет людей?"

Дело в том, поведал нам Роберт Изернхаген, что до сих пор в Германии, как это не парадоксально, отсутствуют четко регламентированные нормы безопасности по удаленности газопроводов от жилых массивов. Оправдывая свои действия, немецкие газовщики ссылаются на то, что в ФРГ эксплуатация газовых труб еще ни разу не стала причиной серьезной аварии. Тем не менее, катастрофы на газопроводах имели место в ряде других стран и, по мнению экспертов, масштабы разрушений находятся в прямой зависимости от диаметра труб и давления в них. По этой классификации трубопровод NEL относится к наиболее опасным. Строить такие трассы, считают специалисты, целесообразно на расстоянии не менее 300-350 метров от жилых домов.

Один из местных жителей напомнил Deutsche Welle, что как-то неподалеку от Штелле произошла утечка газа на одном из местных трубопроводов, и как властям пришлось в срочном порядке эвакуировать всех, кто живет и работает в радиусе нескольких километров от места происшествия. "А теперь представьте себе, - добавил Изернхаген, - утечка произойдет поблизости от здания нашей начальной школы…"

Слева - жилые дома: некоторые из них, согласно плану, окажутся всего в 23 метрах от линии газопровода. Справа - школа, к которой сейчас пристраивают здание детского садика. В учебное время там будут находиться около трех сотен детей. Чуть поодаль строится еще один жилой массив.

По словам зама бургомистра, свой отказ от альтернативных маршрутов газовщики объяснили … заботой об окружающей среде: животных и растениях. На что Роберт Изернхаген резонно заметил: "А как насчет безопасности людей?"

"Еще есть суды на свете…"

В общем, суд принял решение, руководствуясь здравым смыслом, подытожил один из жителей домов, расположенных в непосредственной близости от запланированного трубопровода. "А вы слышали, как отреагировали на это решение в России? Тамошние эксперты выразили уверенность в том, что проблема эта мелкая и ее быстро решат адвокаты. Конечно, за ними стоит "Газпром", который привык все покупать. Но мы живем в Германии и, слава Богу, на свете еще есть суды, которые принимают такие решения". А Роберт Изернхаген заметил с улыбкой: "Да, вот таким образом Давид в лице наших жителей остановил Голиафа".

Ну а что теперь? Могут ли жители Штелле и Винзена быть уверенными в своей победе? Изернхаген в этой связи подчеркивает, что решение суда явилось результатом ускоренного делопроизводства, а это в свою очередь грозит дальнейшим разбирательством.

Работа над ошибками

Представитель E.On Ruhrgas Хельмут Ролоф (Helmut Roloff) рассказал Deutsche Welle, что концерн попытается достичь компромисса, например, проложить трубы глубже, чем планировалось. По выражению пресс-секретаря E.On Ruhrgas, судьи из Люнебурга "задали нам домашнее задание". Но чем дольше длится эта "работа над ошибками", тем серьезнее угроза срыва сроков сдачи NEL, признает Ролофф. Так что времени у газовщиков остается не так уж много. Возможно, уже через месяц станет окончательно ясно, обойдет ли газопровод стороной городки Штелле и Винзен.

По данным немецкой телекомпании NDR, в связи со строительством NEL в суд в Люнебурге было подано в общей сложности около сотни исков - преимущественно экономического характера. Но все они были отклонены по причине особой важности газопровода для энергоснабжения Западной Европы.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!