Член Европейской комиссии по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) высоко ценит газопровод "Северный поток", но сомневается в целесообразности и задачах "Южного потока". "Nord Stream давно уже стал частью европейской инфраструктуры, этот проект пользуется ныне всеобщим признанием", - заявил представитель Германии в руководстве ЕС, выступая в Кёльне на конференции, посвященной будущей роли природного газа в энергоснабжении Германии и Европы. А вот South Stream, по мнению еврокомиссара, является для Брюсселя приемлемым только как новый маршрут доставки в Европу именно российского газа.
Доступ к прикаспийскому газу - ключевой вопрос для ЕС
Впрочем, пока Гюнтер Эттингер сомневается, что дело вообще дойдет до конкретной реализации этого проекта, хотя его акционеры, компании из России, Италии, Германии и Франции, собираются подписать основополагающее соглашение уже 16 сентября: "Посмотрим, будет ли проложен South Stream. Я в этом не уверен: уж больно дорого тянуть трубопровод через Черное море". Однако в случае осуществления проекта позиция Брюсселя будет такой: Россия - важный и желанный партнер, когда речь идет о поставках газа из ее собственных месторождений. "Но она станет нежелательным партнером в качестве оптового продавца газа из Туркменистана и Азербайджана", - подчеркнул еврокомиссар.
Поэтому он настоятельно рекомендует Москве не пытаться мешать Евросоюзу создавать так называемый "южный коридор", по которому в Европу поступал бы газ из прикаспийских государств. Речь идет как о трубопроводе Nabucco, так и о менее масштабных проектах TAP и ITGI. Они предусматривают поставку газа через уже имеющуюся транспортную систему Турции, но требуют, в частности, прокладки подводных и наземных газопроводов в сторону стран Балканского полуострова и Италии. Гюнтер Эттингер убежден, что основные стратегические решения по "южному коридору" будут приняты до конца 2011 года. Он назвал доступ ЕС к прикаспийскому региону и Центральной Азии, где хранятся крупнейшие в мире запасы природного газа, превосходящие даже российские, "ключевым вопросом" для ЕС.
По мнению еврокомиссара по энергетике, Россия должна быть заинтересована как в Nabucco, так и в его альтернативах - ITGI и TAP. "Если русские смирятся с тем, что "южный коридор" неминуем и что их бывшие сателлиты Туркменистан и Азербайджан имеют право принимать самостоятельные решения, то европейцы будут куда больше доверять такому энергоносителю, как газ, - пояснил свою мысль Гюнтер Эттингер. - Если же русские попытаются предотвратить "южный коридор" либо технически, прокладывая газопровод South Stream, либо политически, оказывая давление на Ашхабад и Баку, то лично я буду меньше доверять долгосрочным газовым контрактам и меньше верить в тезис о том, что газ не является политическим инструментом".
Газопровод Nabucco на самом деле в интересах России
Гюнтер Эттингер количественно свел свой тезис к такой формуле: "Русским было бы выгоднее иметь долю в 30 процентов на европейском газовом рынке объемом в 600 миллиардов кубометров, чем долю в 40 процентов на рынке в 400 миллиардов". Вопрос о том, каким окажется в будущем этот рынок, составляющий ныне порядка 500 миллиардов кубометров, решается именно сейчас, отметил член Европейской комиссии по энергетике. Ведь именно сейчас отдельные страны ЕС и весь Евросоюз в целом серьезно пересматривают свою энергетическую стратегию.
В мире спрос на газ растет стремительно, в Европе же он пока увеличивается весьма умеренно, но при этом добыча из собственных истощающихся месторождений падает, и их необходимо чем-то заменить. "Так что если русские умны, они не будут чинить препятствия "южному коридору" и дадут европейцам возможность диверсифицировать источники и пути доставки газа. Потому что тогда европейцы в большей степени будут делать ставку на газ, в том числе и на газ из России", - подытожил еврокомиссар.