Между тем, в июле, с началом председательства Кипра в Совете Евросоюза, процесс вступает в решающую фазу, и именно поэтому сейчас так важно понять, какие у Латвии шансы выиграть битву за деньги ЕС.
Перспектива на семилетку
Многолетний бюджет ЕС — это плановый финансовый документ, который определяет структуру бюджета, доходы и максимальную сумму расходов Евросоюза на период с 2014-го по 2020 год. Иными словами, именно на переговорах о многолетнем бюджете будет установлено, сколько денег в течение следующих семи лет получит каждая страна ЕС и в том числе Латвия.
В рамках действующего бюджета на 2007-2013 гг. Латвия получает от Евросоюза более 6,6 млрд. евро. Даже если отнять от этой суммы 1,4 млрд. евро, которые Латвия вносит в бюджет ЕС в качестве взносов, очевидно, что чистая прибыль нашей страны превышает 5,2 млрд. евро, и эти деньги в виде инвестиций поступают в самые различные секторы экономики — от сельского хозяйства и защиты среды до транспортной отрасли и культуры.
Поля и дороги
При обсуждении проекта бюджета ЕС на 2014-2020 гг. Латвия выдвинула два основных приоритета - сохранение на прежнем уровне объема финансирования из Фонда Кохезии и выравнивание прямых выплат на поддержку крестьян.
В период с 2007-го по 2013 год в бюджете ЕС из общей суммы в 6,6 млрд. евро на реализацию политики регионального выравнивания и развития (политики Кохезии) отводится 4,6 млрд. евро. Эти средства направляют на проекты повышения качества жизни, выплату стипендий для безработных, строительство инфраструктуры и т.д.
В Латвии благодаря Фонду Кохезии удалось реконструировать десятки километров дорог, в том числе на отрезках Инчукалнс — Валмиера, Рига — Бауска — Литовская граница, Рига — Вентспилс.
В период кризиса Фонд Кохезии был одним из немногих доступных для Латвии стабильных источников инвестиций. По оценке экспертов, без этой финансовой поддержки Евросоюща в 2011 году ВВП Латвии оказался бы меньше на 9%.
Битва за миллионы
Именно большая роль Фонда Кохезии в развитии страны является одним из главных аргументов, почему Латвия возражает против инициативы установить "потолок" финансирования для всех стран на уровне 2,5% от ВВП. В случае с Латвией это будет означать снижение объема финансирования до 700 млн. евро.
На переговорах в Брюсселе наши представители напоминают, что основной целью политики Кохезии является устранение неравенства между разными регионами ЕС, и отвечает интересам всего альянса.
С аналогичной последовательностью латвийские представители отстаивают и другой приоритетный для Латвии вопрос — создание справедливой системы прямых выплат на поддержку сельского хозяйства. В настоящее время наши фермеры на едином рынке Евросоюза вынуждены работать в условиях неравной конкуренции, так как они получают самый низкий объем финансирования — только 95 евро на гектар, то есть 35% от среднего показателя по ЕС. Для сравнения: бельгийским и голландским фермерам из бюджета ЕС выплачивают более 400 евро за гектар, а мальтийским — все 700 евро.
Наша страна считает, что в течение следующих семи лет латвийские фермеры должны получать не менее 80% от среднего уровня прямых платежей, то есть 212 евро на гектар. Причем, новая система финансирования должна вступить в силу без переходного периода.
Нынешнее предложение Еврокомиссии — повысить объем выплат до 54% от среднего показателя по ЕС — Латвию не устраивает. Такое решение не является адекватным с учетом рыночной ситуации и реального размера сельскохозяйственных расходов, которые в нашей стране не меньше, чем в так называемых "старых" странах-участницах ЕС.
В поисках союзников
Ближайшие союзники Латвии на переговорах о бюджете ЕС - страны со схожими интересами. В первую очередь, это Литва и Эстония, которые, как и Латвия, находится на самых нижних позициях списка получателей средств из Фонда Кохезии и прямых сельскохозяйственных выплат.
При обсуждении политики Кохезии у Латвии есть и еще один союзник — так называемая "Группа друзей Кохезии", в которую помимо стран Балтии входят также Испания, Португалия и Греция. Для согласования единой позиции на переговорах эти государства регулярно встречаются и разрабатывают общие стратегии.
Нельзя забывать и то, какую значимую роль в процессе принятия бюджета ЕС Лиссабонский договор доверил Европарламенту. Отныне Совету ЕС и странам-участницам придется считаться с мнением евродепутатов, и это позволит уравновесить влияние сильной группы стран-доноров, желающих в условиях стагнации экономики сократить объем расходов нового бюджета ЕС.
Прогноз — оптимистичный
Прогноз о перспективах Латвии зависит от того, насколько умную тактику мы выберем и насколько последовательно будем ее проводить. Следует помнить, что решения в Евросоюзе принимаются путем обсуждения и компромиссов, поэтому нельзя рассчитывать на успех, просто стуча кулаком по столу. Нам важно искать союзников, образовывать альянсы и не только критиковать, но и предлагать собственные альтернативные решения.
В настоящее время Кипр на правах страны-председателя работает с вариантом, подготовленным в период президентства Дании, и проводит двусторонние консультации со всеми странами альянса. Планируется, что к октябрю в результате этих встреч станут понятны первые конкретные предложения по цифрам. Итоговое политическое решение о многолетнем бюджете ЕС могут принять в декабре текущего года.
Если говорить о шансах Латвии, то уже есть несколько обнадеживающих сигналов. Первым положительным знаком является то, что в результате согласованных действий латвийских дипломатов, политиков и социальных партнеров удалось добиться разработки принципа диверсификации ограничений на распределение Фонда Кохезии, который относится к четырем странам, в том числе — Латвии.
Второй повод для оптимизма — повышение уровня евросоюзного понимания проблемы латвийских крестьян. В этом есть заслуга и латвийских официальных лиц, и негосударственных сельскохозяйственных организаций.
Однако усилия по лоббированию нужно продолжать. Осенью в Сейме планируется организовать круглый стол, в ходе которого политики и лидеры неправительственных организаций еще раз согласуют свою позицию для финального этапа переговоров по бюджету ЕС. Мы понимаем: от эффективности наших действий зависит во многом будущее развитие Латвии.