От исхода голосования депутатов будет зависеть, сможет ли Еврокомиссия продолжить переговоры с Вашингтоном о создании единого рынка и на каких условиях это беспрецедентное для мировой экономики мероприятие должно произойти. Почему TTIP так важен для Европы? Кто его лоббирует? И к чему нужно готовиться латвийским предпринимателям и потребителям? Об этом в эксклюзивном интервью Delfi рассказал председатель европарламентского Комитета по международной торговле Бернд Ланге.
- Идея создания единого трансатлантического рынка вызывает у европейских предпринимателей и потребителей довольно негативную реакцию – об этом свидетельствуют и опросы общественного мнения, и многотысячные акции протестов. Зачем Евросоюзу нужно подписывать столь критикуемый обществом договор?
- Одной из главных причин возникновения волны критики был недостаток прозрачности процесса переговоров. Но Европарламенту удалось добиться публикации основного текста договора. И это очень важный шаг для публичных дебатов. Другая причина – различия в интересах сторон. Мы стараемся найти наиболее приемлемый для всех компромисс. Сейчас Европарламент работает над резолюцией, в которой отражены итоги двухлетних предварительных переговоров и рекомендации на будущее.
- Кто больше выиграет от появления единого рынка – США или Евросоюз?
- Здесь нужно смотреть по секторам. Европа получит преимущества в таких отраслях, как машиностроение, производство товаров с высокой добавочной стоимостью, сельское хозяйство. Интересы США – это IT-технологии, фармацевтика, также сельское хозяйство. Перед нами сейчас стоит задача подготовить такое соглашение, которое сможет одновременно максимально удовлетворить интересы разных отраслей, но при этом не допустит ситуации, когда одна сторона будет сильно конкурентно проигрывать другой.
- Что вызывает у Евросоюза самую большую тревогу?
- Очень чувствительный вопрос – выравнивание стандартов. В Европе, например, традиционно действуют очень высокие стандарты в сфере безопасности продуктов питания, и я не вижу возможности их пересматривать. Другой важный момент – доступ к услугам общественного сектора. У нас есть четкая позиция, что нужно обеспечить прозрачную конкуренцию, основанную на качестве и эффективности, а не на демпинге и искусственных административных барьерах. Мы должны создать ясные стандарты, которые будут учитывать аспекты защиты окружающей среды, прав на интеллектуальную собственность и т.д.
- Насколько сильно лобби американского бизнеса в Брюсселе?
- Это не вопрос об американском лобби. Есть лобби крупного бизнеса с двух сторон – и Евросоюза, и США.
- Речь идет о крупных корпорациях?
- Да. Они заинтересованы в принятии этого соглашения и пытаются ускорить процесс. Но мы должны фокусироваться на деталях. Крупным компаниям в любом случае проще экспортировать – у них есть ресурсы, чтобы выполнить все требования по сертификации и администрированию. А вот среднему и малому бизнесу это сделать сложнее, хотя именно эти предприятия обеспечивают весомый вклад в экономику Европы. Мы должны думать о них.
- Латвийские бизнесмены и фермеры, с которыми мне довелось общаться, настроены очень скептически в отношении TTIP и своих экспортных возможностей. Чтобы выйти на рынок США, нужны большие производственные мощности, которых у местных компаний нет. При этом, в США дешевле топливо, ниже налоги, меньше издержки на рабочую силу. Вам есть, чем подбодрить латвийских предпринимателей?
- В Германии, откуда я родом, есть много маленьких компаний, которые хотят и пытаются экспортировать в США. Они проводят большую подготовительную работу – меняют оборудование, материалы. Это, естественно, увеличивает их издержки. Но это инвестиции в производство. Гораздо сложнее обстоит дело с преодолением административных барьеров: сейчас предприятиям требуется ежегодно сертифицировать свою продукцию и в Евросоюзе, и в США. А это многотысячные расходы! Другой пример – предприятия, чье производство зависит от поставок деталей и материалов из Штатов. Из-за бюрократических преград процесс сегодня может занимать до трех недель. Для бизнеса это долго! В этом плане маленькие компании очень выиграют от подписания договора.
- Вы можете гарантировать, что после подписания TTIP качество продуктов питания в европейских магазинах не ухудшится?
- Я надеюсь, оно станет даже лучше. Стандарты производства и безопасности не связаны с договором, и они не должны быть интегрированы в документ. По такому принципу мы шли в аналогичных переговорах с Канадой. Мы готовы искать компромисс, чтобы открыть рынок для качественной говядины, но не для мяса, накаченного гормонами.
- Если Европарламент одобрит резолюцию и позволит Еврокомиссии продолжать переговоры с США, как думаете, соглашение будет подписано до конца года?
- Нет. Это сложный процесс. Вопрос о признании стандартов требует детального обсуждения. Думаю, речь может идти о перспективе двух-трех лет.
Что такое TTIP
TTIP – соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве между Евросоюзом и США. Договор предусматривает почти полную отмену таможенных пошлин между странами-участницами, а также максимальную ликвидацию административных барьеров, которые сейчас препятствуют экспорту. Создаваемая зона свободной торговли станет самой крупной в мире, объединив в себя 60% мировой экономики и 850 млн. потребителей.
Соглашение состоит из трех частей. Первая – об открытии рынка (вопросы о пошлинах, доступе к госзаказам, особые положения для отдельных отраслей услуг, например, культура, финансы). Вторая – административное сотрудничество (гармонизация стандартов). Третья - это общие правила в области конкуренции, защиты интеллектуальной собственности, судебных дел.
Переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства ведутся с 2013 года, и сейчас находятся в завершающей стадии.