Реагируя на фактический провал переговоров о распределении беженцев на территории ЕС, Еврокомиссия намерена вернуться к идее централизованного подхода и до конца года разработать план фиксированной системы действий в аналогичных чрезвычайных ситуациях.
Комментируя вчерашнее решение министров юстиции и внутренних дел стран ЕС, еврокомиссар по вопросам внутренней политики и миграции Димитрис Аврамопулос не скрывал разочарования. Он напомнил, что ранее страны-участницы обязались принять 40 000 беженцев, однако в понедельник, по итогам заседания в Люксембурге, были найдены места только для 32 256 человек. Судьбу оставшихся 7 744 беженцев министры обещают решить только в декабре.
"Абсолютно ясно, что страны-участницы должны придерживаться обещания, данного на заседании Евросовета в июне, и довести цифру до 40 000. Я разочарован, что это не случилось сегодня. Это показывает, что добровольную систему [распределения беженцев] трудно внедрить. Мы бы предпочли использовать предложенный [нами ранее] механизм перераспределения. Именно поэтому Еврокомиссия уже в этом году подготовит предложение о фиксированной системе чрезвычайной помощи, которую можно будет применять для будущих экстренных ситуаций", — заявил Димитрис Аврамопулос.
По словам еврокомиссара, новый план будет включать в себя вопросы защиты границ Евросоюза, принципы размещения беженцев по территории ЕС и их возврата на родину.
Аврамопулос подчеркнул, что он настойчиво призывал министров уже в понедельник принять финальное решение по распределению всех 40 000 беженцев. Однако переговорщики не смогли довести процесс до конца. "Солидарность — один из основных принципов Евроcоюза. Это одновременно и моральная, и правовая обязанность обеспечить, чтобы страны-участницы поддерживали друг друга в случае необходимости", — напомнил представитель Еврокомиссии.
Ведущие европейские СМИ итоги вчерашнего заседания министров охарактеризовали как провал, отмечая неспособность Евросоюза выполнить собственные обещания. В качестве основной причины упоминается упрямство стран Восточной Европы и Балтии. Нехарактерно широкую мировую цитируемость получил латвийский министр внутренних дел Рихард Козловскис. Осторожную позицию своей страны он объяснил боязнью наплыва беженцев с другой стороны — из Украины.
Как сообщалось, Латвия готова взять на добровольных основах 250 человек (200 соискателей убежища и 50 беженцев). Изначальный план Еврокомиссии предписывал Латвии квоту в три раза больше.