Европейская комиссия опубликовала список "мифов" о соглашении о свободной торговле между Евросоюзом и Украиной, которые присутствуют в риторике российских властей.
С июля 2014 года последствия вступления в силу этого соглашения обсуждаются на трехсторонних встречах между ЕС, Украиной и Россией, однако в Еврокомиссии отмечают, что за все 13 встреч Россия не проявила никакой гибкости. Российский МИД ранее также обвинял европейских партнеров в нежелании искать компромиссы.
Первый миф, согласно документу Еврокомиссии, заключается в том, что Россия якобы может менять свои таможенные правила без консультаций с другими странами, входящими в зону свободной торговли СНГ. Примерами такого поведения является односторонняя отмена торговых преференций в отношении Молдавии в июле 2014 года и Украины на прошлой неделе.
В реальности же, как отмечают в Еврокомиссии, Россия должна консультироваться по поводу изменения тарифов на импорт с другими странами зоны свободной торговли СНГ и показывать на примере отдельных товаров, как изменившиеся обстоятельства (например, соглашение о свободной торговле между Украиной и ЕС, вступающее в силу 1 января) могут привести к росту импорта из определенных стран, нанося вред промышленности других стран Таможенного союза. Россия не может доказать негативные последствия соглашения между Украиной и ЕС, поскольку оно еще не вступило в силу, но уже приостановила действия договора о свободной торговле с Украиной.
Второй миф заключается в том, что требование Евросоюза о соответствии своим стандартам всех товаров на украинском рынке якобы закроет этот рынок для российских товаров. Россия требует отсрочки перехода на европейские стандарты, однако в Еврокомиссии отмечают, что по 24 категориям Украина уже на эти стандарты перешла, и ни одна российская компания не жаловалась на трудности с экспортом в новых условиях. Более того, чтобы выполнить требование России, Украине нужно было бы временно отказаться от новых стандартов по этим 24 категориям, что противоречило бы соглашению с ЕС. При этом в Еврокомиссии готовы продлить переходный период по некоторым категориям товаров, если Россия докажет необходимость этого.
Третий миф - в том, что ЕС якобы хочет заставить Россию изменить таможенные правила в рамках зоны свободной торговли СНГ, говорится в документе. В реальности же России самой эти правила не нравятся: в частности, Москва считает, что по существующим правилам импортированные Украиной из ЕС товары могут получить маркировку как сделанные на Украине и экспортироваться в Россию без пошлин. Комиссия предлагает России самой инициировать изменение правил зоны свободной торговли СНГ, чтобы избежать проблемных ситуаций, когда кто-либо из ее членов будет заключать соглашение о свободной торговле с какой-либо другой страной.
Четвертый миф - в том, что ЕС обязывает Россию перенять свои санитарные стандарты, однако в реальности, как пишет Еврокомиссия, ЕС лишь хочет расширить двустороннее обсуждение стандартов, принятых каждой из сторон.
Пятый миф - что можно без проблем "ввести переходный период на не более чем 10 лет по отдельным секторам торговли", как предлагает Россия. Однако в Еврокомиссии подчеркивают, что это бы на многие годы затормозило выполнение значительной части соглашения между Украиной и ЕС и вряд ли оказало бы позитивный эффект на экспорт российских товаров.
Шестой миф - в том, что России необходимы обширные данные о каждой транзакции, касающейся экспорта товаров на Украину, и ЕС должен эту информацию предоставить. В Еврокомиссии отмечают, что это было бы нарушением правил Евросоюза о защите информации, а кроме того из этих данных Россия не получит гарантии того, что ввозимые в Россию "украинские" товары не были произведены где-то еще.
Согласно позиции российского МИД, ЕС вообще не собирался договариваться с Россией на трехсторонних переговорах.
"Оставляем за скобками миф о выгодности соглашения об ассоциации для Украины. Мы не можем помешать нынешнему руководству в Киеве, действуя себе же во вред, подрывать и подчинять внешним силам экономику своей страны - это внутреннее дело Украины, её, как уверяют бюрократы в Киеве и Брюсселе, "суверенный выбор". Непонятно только, почему за этот выбор должна платить Россия? У нас есть свои экономические интересы, жертвовать которыми мы не намерены, тем более для удовлетворения чужих амбиций", - говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства во вторник.