Еще до того, как вообще стало ясно, что именно будет представлять собой операция НАТО против нелегальных перевозчиков беженцев в Эгейском море, со всех сторон начала раздаваться критика.
В Германии критические замечания можно было услышать даже от членов ХДС — партии канцлера Ангелы Меркель. Так, председатель комитета бундестага по внешней политике Норберт Реттген заявил в интервью газете Die Welt: "Тема беженцев — это задача, которую Европа может и должна решать с помощью своих институтов и инструментов". По мнению политика, укрепление внешних границ ЕС — не военная, а "общая полицейская задача".
Представители немецких оппозиционных партий также решительно высказались против планов по участию НАТО в решении проблемы беженцев. "Было бы совершенно неправильно объявлять обращение с беженцами в Средиземном море задачей НАТО", — подчеркнула эксперт по безопасности партии "зеленых" Агнешка Бруггер в интервью газете Neue Osnabrücker Zeitung.
Она назвала новые меры в отношении беженцев "циничным курсом выжидания и отпугивания". А первый зампредседателя фракции "левых" в бундестаге Сара Вагенкнехт заявила радио Deutschlandfunk, что считает операцию НАТО попыткой "отделаться" от беженцев.
Кто не доплыл — вернется в Турцию
Между тем в НАТО утверждают, что корабли стран-членов альянса не будут останавливать или тем более топить судна с беженцами, направляющиеся к греческим островам.
По словам министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен, НАТО будет "оказывать поддержку в борьбе с существующим криминальным синдикатом контрабандистов". В частности, морское подразделение альянса должно точно обрисовать положение дел и передать собранную информацию службам береговой охраны Греции и Турции, а также европейской погранслужбе Frontex.
И уже на основании этих данных турецкая береговая охрана будет останавливать судна, перевозящие беженцев. Таким образом, НАТО будет опосредованно предотвращать попадание беженцев в Европу.
Фон дер Ляйен отметила, что спасение терпящих кораблекрушение также не является первоочередной целью миссии. Корабли НАТО хотя и будут подбирать беженцев с тонущих лодок, но после этого отправлять их будут обратно в Турцию, уточнила глава Минобороны ФРГ. По ее словам, такой механизм четко обговорен с турецкой стороной.
В этом миссия НАТО будет отличаться от морской миссии ЕС "София" в Средиземном море у берегов Ливии. Корабли Евросоюза, принимающие на борт беженцев-жертв кораблекрушений, не возвращают спасенных в Ливию, а доставляют их в порты стран ЕС.
НАТО помогает "ущемлять права беженцев"?
У НАТО нет мандата на борьбу с контрабандистами, уверен глава правозащитной организации ProAsyl Гюнтер Буркхардт. "Беженцев выставляют как угрозу, против которой необходимо защищаться военным путем", — негодует он.
Буркхардт убежден, даже если альянс самостоятельно не останавливает судна с беженцами, а лишь передает данные турецкой береговой охране, деятельность НАТО сводится к "пособничеству в ущемлении прав беженцев", так как для них нет легального пути для попадания в Европу, чтобы запросить там убежище.
Тем не менее НАТО может начать свою операцию уже очень скоро. Группа из пяти кораблей во главе с немецким военным судном "Бонн" расположена у берегов Кипра и в течение нескольких дней должна приступить к выполнению своей миссии в акватории двух стран-членов альянса — Турции и Греции.
Несмотря на критику со стороны немецких политиков, министр обороны ФРГ фон дер Ляйен полагает, что для участия Германии в операции не требуется запрашивать мандат бундестага, так как речь идет о "наблюдении за морским пространством" на территории НАТО.
Операция НАТО — не панацея
Ограниченная роль НАТО в Эгейском море и является настоящей проблемой, сетует Джуди Демпси из Европейского Центра Карнеги. "НАТО мог бы начать действовать гораздо раньше и сделать гораздо больше", — указала эксперт в беседе с DW, оговорившись, что речь идет не о военном участии, а о гражданском. Во время землетрясения в Афганистане альянс продемонстрировал свои возможности по оказанию чрезвычайной помощи, напоминает Демпси.
Еще более очевидной является оказание такого рода помощи на территории Турции, члена НАТО. "Необходимо было задействовать эту гражданскую часть деятельности альянса гораздо раньше, но этого не произошло", — недоумевает аналитик. По словам Джуди Демпси, в этом аспекте скрывается значительный потенциал взаимодействия ЕС и НАТО, "если только на то будет политическая воля".
При этом если страны НАТО надеялись сократить число беженцев с помощью данной морской миссии, то здесь дипломаты предостерегают от завышенных ожиданий. Так, согласно заявлению главы МИДа ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, НАТО "не может играть роль в управлении миграцией беженцев".
Вот и постпред США при НАТО Дуглас Льют предупредил, что альянс не должен использоваться в качестве инструмента европейской миграционной политики. Основная ответственность за решение кризиса с беженцами лежит на ЕС, констатировал Льют.