Упала и лежит. Как Европа пытается оживить свою экономику
Fоtо: Shutterstock
Экономический кризис 2008 года может напомнить о себе в 2017-м. Жесткий режим бюджетной экономии, на который перешли многие страны Европы, включая Латвию, создает в регионе угрозу стагнации, что серьезно тревожит руководство ЕС.

От каждого по возможностям

В конце прошлой недели Еврокомиссия опубликовала пакет экономических рекомендаций для стран Евросоюза на 2017 год. Главной сенсацией стал отказ ЕК от политики финансового аскетизма. Впервые за многие годы исполнительная власть ЕС призвала государства еврозоны увеличить публичные расходы, чтобы тем самым стимулировать экономический рост. По расчетам ЕК, суммарно фискальные ограничения в следующем году нужно расширить на 0,5% от ВВП региона, то есть примерно на 30 млрд евро.

"2017 год будет решающим для Европы (…). Каждая страна-участница должна внести свой вклад — те, кто может себе позволить, должны инвестировать больше, те, у кого сейчас мало места для фискального маневра, должны осуществить реформы и ориентированную на экономический рост фискальную консолидацию", — заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Праздник непослушания

Формально "позволить себе лишнее" сейчас могут только 11 из 19 стран еврозоны. Остальные восемь (Испания, Португалия, Италия, Кипр, Бельгия, Литва, Финляндия, Словения) в следующем году рискуют превысить допустимый дефицит госбюджета в 3%, за что, согласно правилам, их полагается штрафовать (временно лишить доступа к части фондов ЕС). Однако Еврокомиссия и в этом вопросе идет на беспрецедентные уступки. Португалия и Испания, которые уже целый год нарушают Пакт стабильности и роста ЕС, сумели на днях в очередной раз избежать санкций, получив отсрочку для исправления ошибок.

Неофициально сообщается, что итальянцы и киприоты также могут рассчитывать на дополнительные поблажки из-за наплыва мигрантов, которые удерживаются на территории этих стран. А к Франции проявят лояльность в силу ее политической значимости в ЕС и приближающихся президентских выборов.

Упала и лежит

Небывалый аттракцион щедрости в исполнении Еврокомиссии — это, на самом деле, вынужденная необходимость. Согласно уточненным прогнозам, ВВП еврозоны в 2016 году увеличится на 1,7%, а в 2017-м — лишь на 1,5%. Еще весной этого года в Брюсселе надеялись, что следующий год принесет рост в 1,8%, но события последних месяцев, в том числе геополитического характера (референдум в Британии, продление российского эмбарго, исход выборов в США и т.д.), заставили Еврокомиссию ухудшить прогноз и устремиться на помощь Европейскому Центробанку, который пока в одиночку пытается расшевелить экономику еврозоны. ЕЦБ уже девятый месяц подряд держит базовую ставку на нулевой отметке. Председатель банка Марио Драги утверждает, что программа денежного стимулирования продлится минимум до конца марта 2017 года или достижения инфляцией 2% (в октябре инфляция в странах еврозоны не превышала 0,5%).

Латвия: полвека на разгон

Прогноз для Латвии, как и для других стран еврозоны, не дает повода для чрезмерного оптимизма. По оценкам Еврокомиссии, в нынешнем году наша страна добьется прироста ВВП на 1,9%, а в следующем — на 2,8%. Но при этом ЕК отмечает существенный спад в строительном секторе (минус 20% за первое полугодие) и низкие темпы создания новых рабочих мест (уровень безработицы сокращается за счет естественного уменьшения численности участников рынка труда, то есть эмиграции и смертности). Другие тревожные сигналы: самый интенсивный в ЕС рост безработицы среди молодежи и по европейским меркам высокая доля людей, подверженных риску бедности (по состоянию на 2014 год в эту группу входили 606 тысяч человек или 31% населения).

Стоит отметить, что согласно расчетам латвийских экономистов, с нынешними темпами роста экономика Латвии достигнет среднего по ЕС размера валового внутреннего продукта на душу населения только через 50 лет.

Мнения разделились

Как будет воплощаться в жизнь призыв Еврокомиссии, пока прогнозировать сложно. Германия и Нидерланды успели раскритиковать инициативу, указав на ее неэффективность. По мнению министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, единая фискальная политика, о необходимости которой сейчас говорит Еврокомиссия, должна выражаться не в призывах к увеличению расходов, а в передаче Брюсселю больших полномочий. Шойбле также не одобрил идею применять к странам еврозоны различные стандарты. "Если кому-то сейчас хуже, чем другим, то это потому, что одни делали то, что требуется, в другие — нет", — цитирует Шойбле Euractiv.

Публичной критике подвергается и мягкая денежно-кредитная политика Европейского Центробанка. Главный экономист Deutsche Bank Давид Фолькертс-Ландау в специальном докладе под названием "Темные стороны количественного смягчения" отмечает, что ЕЦБ застрял "в неблагоприятном равновесии между низкими темпами роста, высокой безработицей и нулевым импульсом к реформам, с одной стороны, и растущими рисками для балансов ключевых стран, с другой". По мнению эксперта, неадекватно активное вмешательство Центробанка препятствует оздоровлению еврозоны и поощряет государства с высокими бюджетными дефицитами к дальнейшему бездействию, пишет Bloomberg.

В свою очередь, ряд европейских экономистов, особенно из стран Южной Европы и лево-центристского толка, считают предложение Еврокомиссии единственно верным и уже публикуют в СМИ статьи с рекомендациями, куда именно нужно направить дополнительные инвестиции.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !