eiropa
Fоtо: Reuters/Scanpix
25 марта в Риме пройдет юбилейный саммит Евросоюза, посвященный 60-летию Римского договора. Мероприятие должно открыть новую страницу в истории ЕС, заложив основы для возникновения "Европы двух скоростей". DELFI тезисно рассказывает, какие реформы ждут организацию и что они означают конкретно для Латвии.

Что такое "Европа двух скоростей"?


Fоtо: AP/Scanpix

Модель международного сотрудничества, при которой страны-участницы делятся на две группы — на тех, кто готов к более тесной интеграции, и тех, кто желает сохранять максимальную автономию.

Включение режима "двух скоростей" означает отказ Брюсселя от курса на федерализацию и дальнейших попыток искать политические компромиссы среди всех 27 остающихся государств. Вместо этого Евросоюз предлагают разделить на две группы в зависимости от политических и экономических интересов и уже в каждой из них продолжать проекты евроинтеграции с допустимой для ее участниц интенсивностью. По замыслу авторов реформы, каждый член ЕС должен иметь право присоединяться или нет к тем или иным интеграционным процессам, которые будут происходить в Союзе.

Зачем это нужно?


Fоtо: AFP/Scanpix

Предложенная модель реформы считается реакцией на решение Великобритании покинуть состав ЕС — еще осенью прошлого года в рамках дебатов о причинах "Брекзита" страны-участницы и Еврокомиссия договорились разработать план реформирования Евросоюза, чтобы вернуть доверие европейцев.

Впрочем, нужно отметить, что разговоры о необходимости внутренней самосегрегации ведутся уже с конца 90-х годов, как только стала понятна перспектива дальнейшего расширения ЕС на восток. Ряд западных политиков и экспертов уже тогда рекомендовали Брюсселю развивать организацию по принципу "ядра" и "сателлитов", полагая, что только таким образом можно избежать угрозы общего регресса и хаоса после появления десятка более слабых игроков.

Как это будет работать на практике?


Fоtо: Europa.eu

Прототипом "Европы двух скоростей" можно считать вписанный в Лиссабонский договор механизм "расширенного сотрудничества" (enhanced cooperation). Он позволяет группе стран, состоящей минимум из девяти участников, принимать решения о запуске законодательных инициатив, несмотря на протесты остальных партнеров. Впрочем, круг вопросов, где можно игнорировать мнение большинства, сильно ограничен — например, из него исключены решения, касающиеся общего рынка или таможенного союза.

Тем не менее, прецеденты есть. С помощью механизма "расширенного сотрудничества" были приняты законы о международных разводах, общем европейском патенте и создании в ЕС должности европейского прокурора.

По какому принципу будет происходить деление?


Fоtо: DELFI

Точного ответа пока нет. Можно предположить, что в качестве "фильтра" для попадания в "первую лигу" будет использоваться некий условный объем обязательств, которые та или иная страна-участница будет готова взять на себя. Например, участие в программе квот по распределению беженцев, поддержка проекта создания общей европейской армии, гармонизация фискально-налоговых систем, внедрение пакета социальных стандартов (первым шагом, видимо, станет принятие изменений к "Директиве о командированных работниках"), соблюдение единого курса во внешней политике и т.д.

На неофициальном уровне потенциальную схему распада ЕС часто сравнивают с новым "железным занавесом", который разделит ЕС на Запад и Восток. Костяк первой группы составят отцы-основатели Евросоюза — Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса, а вторая может сформироваться вокруг т.н. Вышеградской группы (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия).

Не исключено, что по отдельным вопросам группировки будут иметь "непостоянный состав". Сейчас в подобном параллельном режиме существуют еврозона, в которую входят 19 стран-участниц, и Шенгенский союз, объединяющий 22 государства ЕС плюс Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн.

Кто противится реформе?


Fоtо: AFP/Scanpix

Активнее всего против модели "двух скоростей" выступают страны Вышеградской группы, небезосновательно считая, что реформа ослабит их общую конкурентоспособность и степень влияния внутри ЕС.

Так, на последней встрече лидеров стран ЕС премьер-министр Польши Беата Шидло предупредила, что ее страна "не поддержит никаких шагов, которые ставят под угрозу целостность общего рынка, шенгенского пространства или самого ЕС" . Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан также заявил журналистам, что его страна забракует любую идею "двухскоростной Европы". Аналогичную позицию занял президент Румынии Клаус Иоханнис, указав, что "многоскоростная Европа" может привести к распаду ЕС.

Лидеры западных стран, напротив, демонстрируют всяческую поддержку новому проекту. Шефство над ним взяли канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который в начале марта презентовал пять различных вариантов развития Евросоюза, по всем признакам встал на сторону "западников".
Решающая схватка сторонников и противников идеи "Европы двух скоростей" состоится в конце марта в столице Италии, где лидеры всех стран ЕС соберутся на юбилейный саммит в честь подписания Римского договора. Ровно 60 лет назад (Западная) Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Пикантную особенность предстоящей встрече добавляет то обстоятельство, что упомянутая "шестерка" отцов-основателей сегодня претендует на роль "ядра" обновленного ЕС.

В чем плюсы и минусы "Европы двух скоростей"?


Fоtо: Shutterstock

Плюсы:

  • Ускорение процесса принятия решений внутри ЕС (сейчас каждая страна ЕС может при желании заблокировать принятие решения в Совете ЕС);
  • Повышение международной конкурентоспособности и дополнительный потенциал для ускорения экономического роста (если группу составляют страны с похожим уровнем развития и общей налогово-фискальной политикой, это делает ее более привлекательной для инвесторов и предпринимателей);
  • Возможность формирования единого курса внешней политики и, как следствие, повышение влияния ЕС на мировые процессы (речь идет о будущей роли ЕС в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке, выборе модели отношений с Россией и США, перспективы сотрудничества с НАТО и т.д.)
  • Сужение круга интересов и появление инструментов для оперативного и более точного реагирования на актуальные вызовы в регионе (все разношерстные страны ЕС не могут выработать общий список приоритетов: например, в вопросе безопасности страны Балтии хотят в первую очередь защищаться от России и исходящей оттуда "информационной пропаганды", а государства Южной Европы больше озабочены военным конфликтом в Сирии и наплывом беженцев).

Минусы:

  • Сигнал о развале Евросоюза (переход на "двухскоростный режим" может спровоцировать панику внутри ЕС и за его пределами, поскольку будет интерпретирован как полная неспособность нынешнего руководства альянса контролировать ситуацию).
  • Изоляция Восточной Европы, в том числе сокращение европейского финансирования, приведет к неизбежному падению уровня жизни, к социальному кризису и новой волне эмиграции на Запад;
  • Конкуренция за право лидерства внутри новых группировок, угроза распада новых формирований еще до их появления.
  • Заметное снижение роли евросоюзных институций — Еврокомиссии, Европарламента, Совета ЕС. Это может привести к ухудшению качества европейского законодательства и контроля за его выполнением. При увеличении полномочий государств под угрозой ликвидации могут оказаться многие основные права человека и права граждан ЕС (право на свободу слова, вероисповедания, передвижения и т.д.)

Что будет с Латвией?

Fоtо: F64

Несмотря на то, что Латвия входит в состав еврозоны и Шенгена, ее шансы попасть в "первую лигу" крайне малы. Наша страна имеет скромные экономические показатели и вместе с другими государствами Восточной Европы регулярно саботирует инициативы Запада (например, противится механизму квот на беженцев и введению единых социальных стандартов). Должностные лица Латвии пока воздерживаются от громких заявлений. Но даже из дипломатичного комментария министра иностранных дел Эдгара Ринкевича можно понять, чем чревато попадание на периферию: "В какой-то момент мы окажемся в ситуации, когда решения некого ядра государств станут несовместимыми с позициями остальных стран", — цитирует Ринкевича портал Deutsche Welle.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !