Почему проект называют 'Планом Маршалла'?
"План Маршалла" — неофициальное название программы помощи, которую США в 1947 году предложили потрепанной Второй мировой войной Европе. Автором плана был госсекретарь США Джордж Маршалл, сумевший подключить к участию в его идее 17 европейских стран, включая Западную Германию.
Нынешний "План Маршалла для Украины" заявлен как аналогичная акция, но нацеленная на поднятие уровня экономики отдельно взятой страны. Цель — дать мощный толчок малым и средним украинским фирмам, улучшить бизнес-климат и подтянуть саму среду местного предпринимательства до европейского уровня. Для этого, согласно подсчетам, потребуются совместные финансовые влияния от всех стран Евросоюза. Речь идет о примерно 50 миллиардах евро, причем деньги Украине должны начать поступать уже с 2018 года.
Впрочем, следует отметить, что на данный момент "План Маршалла для Украины" является лишь идеей одной страны, которая еще не была рассмотрена на общеевропейском уровне. Презентация состоится на ноябрьском саммите Восточного партнерства ЕС, затем последуют дебаты в Европарламенте. Поэтому на данный момент открытым остается вопрос, согласится ли ЕС на эту инициативу и будет ли одобрен размер запрашиваемой суммы.
Почему именно Литва?
Пока что нынешний "новый план Маршалла" активно обсуждается в СМИ лишь двух стран — автора инициативы (Литва) и собственно бенефициара (Украина). Литовцы видят в реализации данного плана возможность возглавить колонну европейской помощи Украине. Страны "старой Европы" традиционно более сдержанны и консервативны в данном вопросе, тогда как риторика балтийских государств более дружелюбна.
Еще до украинских событий 2014 года, когда в ходе Майдана был провозглашен "поворот к Европе", литовские политики во время визитов на Украину подчеркивали историческую связь двух народов со времен Великого княжества Литовского и важность оси Вильнюс-Киев в общем европейском контексте. "Литву и Украину связывает опыт жизни в одном государстве, общие исторические утраты, притеснение советского тоталитаризма и стремление к свободе, увенчанное победой независимости", — заявлял ранее по этому поводу министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис.
За последние годы интерес Литвы к событиям на Украине лишь увеличился: она крайне активно выступает в поддержку "европейского пути Украины", а также регулярно обвиняет Россию в покушении на суверенитет и территориальную целостность этого государства. Президент Украины Петр Порошенко, говоря о военных действиях на Донбассе, отмечал, что "Литва была первой страной, поставившей нам летальное оружие". В течение 2015-2016 годов было передано 150 тонн военного снаряжения, включая пулеметы.
Более того, президент Литвы Даля Грибаускайте за собственные деньги купила для армии Украины один из 150 телескопов, которые лично привезла в Донецкую область на позиции украинских военных.
Что же касается экономической составляющей сотрудничества, то Украина видит в Литве ментора в сфере гармонизации украинского законодательства к европейским нормам и товарища, опыт которого поможет создать более успешную, чем сейчас, систему администрирования отрасли финансов и бизнеса. В случае с "Планом Маршалла для Украины" Киев и вовсе может радоваться наличию столь активного лобби в ЕС.
"Я бы хотел подчеркнуть, что сначала это был план Литвы для Украины на 2017–2020 года, а затем это стало европейским планом, вновь благодаря усилиям Литвы. Этот план имеет особое значение для Украины, и не только для Украины, поскольку то, что происходит в Украине, важно не только для наших граждан, но и для всего континента, всего демократического мира", — заявил по этому поводу украинский посол Владимир Яценковский.
Истинные авторы "плана для Украины" — британцы
Несмотря на то, что данная инициатива исходила от членов литовского парламента, а в ее разработке и продвижении принимали участие сразу два бывших премьера Литвы (Андрюс Кубилюс и Гедиминас Киркилас), стоит отметить, что предпосылки к нему датируются еще 2007 годом. На самом деле автором идеи (и названия) являлась британская организация People-Centered Economic Development. Именно она еще десять лет назад предложила основные положения экономических реформв своей работе Microeconomic Development and Social Enterprise in Ukraine: A "Marshall Plan" for Ukraine ("Микроэкономическое развитие и социальное предпринимательство на Украине: "План Маршалла" для Украины").
Основное внимание в этом плане уделялось именно сектору малых и средних предприятий. Авторы подчеркивали, что это наиболее эффективный способ воплотить в жизнь основные задачи оригинального плана Маршалла —борьбу "с голодом, нищетой, отчаянием и хаосом".
В последнее время мировое сообщество предлагало еще несколько планов, ориентированных на стимулирование частного предпринимательства и экономики Украины. Например, французский публицист и философ Бернар Анри-Леви в 2014 году разработал проект, предполагающий выделение Европой крупного займа Украине. "Ввести санкции против агрессора — это хорошо; помочь жертве агрессии — лучше", — комментировал он, имея в виду Россию и Украину соответственно.
В том же году британский публицист Тимоти Гартон-Эш опубликовал программу 10-летнего плана для Украины, которую предлагал назвать "План Меркель". В качестве одного из самых "простых" в реализации политических шагов автор предлагал введение безвизового режима с ЕС. Экономическая же поддержка должна "помочь Украине создать процветающее общество", писал Гартон-Эш.
Также в прессе существуют упоминания в Германии гражданской инициативы Marshallplan für die Ukraine (нем. "План Маршалла для Украины"). Соответствующая петиция была зарегистрирована в Бундестаге в 2015 году. 29 февраля 2016 года депутат Бундестага Карл-Георг Вельман сообщил о разработке в Германии "Плана Маршалла для Украины".
'Люди устали от войны, от бюрократии, от лишений'
Однако стоит признать, что именно в случае с Литвой план мощной финансовой поддержки бизнеса на Украине перешел из теоретической плоскости в практическую. Идею активно поддерживает правительство страны, и она будет преподнесена на саммите Восточного партнерства ЕС как внешнеполитическая позиция одного из государств-членов.
"Сейчас наша общая команда посещает европейские столицы, мы встречаемся с экспертами, будем консультироваться с представителями Еврокомиссии и очень надеемся, что это станет не только нашей идеей, но и европейским проектом", — рассказал глава МИД Литвы Линас Линкявичюс в разговоре с Delfi. "Я думаю, что страны-доноры должны быть заинтересованы в этом. Мы хотим их в этом убедить. Поэтому план реален настолько, насколько нам удастся их убедить. Пока что все смотрят на это позитивно", — уверяет министр.
Литовский политик также отметил, что суть данного плана — не в том, чтобы просто дать Украине деньги, а с помощью огромного европейского опыта реформировать ее сферу предпринимательства.
"Украина и сейчас получает определенную помощь по национальным каналам, от разных доноров и финансовых учреждений. Объективности ради нужно сказать, что способность абсорбировать эти средства, освоить их хромает. Если говорить открыто, то стоит добавить, что несмотря на прогресс, на Украине все еще есть элементы коррупции, бюрократии. Иными словами, все финансовые потоки, которые попадают на Украину, нужно использовать намного эффективнее и прозрачнее", — признал Линкявичюс.
Предлагаемый Литвой план — это многоуровневый и всеохватывающий процесс, отмечает политик. "Поэтому вести речь только о деньгах было бы поверхностно. Их еще нет и никто еще не обязывался их выделить. Тем более, что, как я уже говорил, нужно согласовать и эффективнее использовать имеющиеся потоки".
"Мы видим, что время не является нашим союзником, ведь люди устали: от войны, от бюрократии, от лишений", — сказал глава литовского МИД.