Foto: Shutterstock
Латвия рискует оказаться под Новый год не только без постоянного правительства и госбюджета, но и без привычных гарантий поступления евроденег. На днях в Брюсселе провалились переговоры о проекте бюджета ЕС на 2019 год, что выявило серьезные нестыковки в позициях стран и политических групп.

В плену предвыборного популизма

Ежегодный бюджет Евросоюза составляют с учетом ранее утвержденного семилетнего финансового плана. Проект разрабатывает Еврокомиссия, затем его согласуют на уровне Совета ЕС, где представлены руководители всех стран-членов, а после передают на обсуждение в Европарламент. Именно на последнем этапе и произошел сбой. Лидеры государств призвали к разумной экономии, а депутаты Европарламента, которым весной 2019 года нужно переизбираться на новый пятилетний срок, напротив, захотели серьезно расходную часть увеличить.

Первоначальное предложение Еврокомиссии предусматривало потратить в 2019 году на нужды всех стран ЕС 165 млрд евро, что на 3% больше, чем в нынешнем году. Представители стран ЕС, особенно крупные страны, выступающие в роли доноров, призвали снизить смету на 1,5 млрд евро. Европарламент, в свою очередь, проголосовал за ее увеличение на 770 млн евро.

Обозначились различия и при определении приоритетов. Страны Западной Европы, которые уже несколько лет назад столкнулись с миграционным кризисом, с большей охотой готовы тратить деньги на усиление охраны границ, механизм поддержки беженцев в Турции и реформу Общей европейской системы предоставления убежища. Страны Восточной Европы и Балтии заинтересованы, скорее, в сохранении поддержки сельского хозяйства и инвестиций в проекты инфраструктуры. Еврокомиссия же пытается переориентировать бюджет на развитие инновационных секторов экономики и поддержку молодежи.

Неспособность сторон достичь компромисса отбросил весь процесс на начальную стадию — Еврокомиссия теперь должна подготовить новое предложение, которое потом обсудят Совет и Европарламент. В Брюсселе не исключают, что переговоры могут сильно затянуться, и в январе Евросоюз будет жить по 1/12 бюджета-2018, то есть скромнее, чем предполагалось.

Все подсчеты исходят из того, что Великобритания, которая сейчас является одним из крупнейших доноров, продолжит выполнять свои финансовые обязательства в течение всего следующего года, то есть и после официального выхода из состава ЕС, который запланирован на март. Если Лондон решит поступить иначе, то это внесет дополнительные коррективы.

Разминка перед боем

Обсуждение проекта бюджета ЕС на 2019 год рассматривается как подготовка к более сложным политическим переговорам о финансовом плане на 2021-2027 годы. Как уже сообщал Delfi, руководство ЕС хочет урезать финансирование из Фондов выравнивания (кохезии), которое имеет стратегически важное значение для Латвии. Наша страна вместе с другими государствами Восточной и Южной Европы борется за сохранение прежнего объема субсидий. По сообщению латвийского МИДа, в четверг, 29 ноября, в Братиславе прошел специальный саммит так называемой Группы друзей кохезии. Кроме Латвии в нее входят Болгария, Чехия, Греция, Хорватия, Эстония, Италия, Кипр, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения и Венгрия.

Неизвестность в квадрате

Париж и Берлин пока не подают сигналов о том, что "все останется как прежде". Скорее наоборот: там все громче звучат призывы увязать распределение евроденег с готовностью страны-члена ЕС соответствовать общим европейским ценностям (солидарность при приеме беженцев, соблюдение принципов демократии, свободы слова, независимости суда и т.д.). К тому же у ЕС появляются новые приоритеты. Один из них — создание европейской армии, на чем так настаивает президент Франции Эммануэль Макрон.

Франко-германский альянс обсуждает также необходимость отдельного бюджета для стран еврозоны. Этот фискальный механизм должен обеспечить контроль за деятельностью правительств стран зоны единой валюты, где к власти сейчас все чаще приходят политики-популисты. Настоящей проблемой для Евросоюза в этом году стал национальный бюджет Италии, который Еврокомиссия отказалась согласовывать из-за его несбалансированности. Риск невыполнения бюджета имеется также в Бельгии, Франции, Португалии, Словении и Испании.

Проект латвийского бюджета на 2019 год формально согласован с Еврокомиссией. Однако, чтобы главный финансовый документ вступил в силу, нужно сначала избрать новое правительство (которое, кстати, может его еще изменить). Пока этого не случилось, страна будет использовать временный вариант на основе бюджета-2018. С учетом неопределенности с европейскими дотациями, этот сценарий связан с дополнительными рисками.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!