Почти все национальные формирования немцы создавали как части СС. Это и дивизия "Галичина" на Украине, и русские казачьи полки. Таков был порядок! Латыши тут не стали исключением. Исключением стала только РОА — Русская освободительная армия генерала Власова. Ее даже формально к СС не причисляли. Всего же по данным, опубликованным когда-то в российском еженедельнике "Аргументы и факты", в германских формированиях служило около миллиона советских граждан! Среди них отнюдь не латыши составляли большинство…
Даже Сталин простил легионеров
На протяжении первой половины двадцатого столетия судьба кидала латышей в диаметрально противоположные стороны. В силу исторических обстоятельств они то сражались вместе с русскими против немцев, то, наоборот, вместе с немцами против русских.
В первую мировую войну латыши, будучи поданными Российской империи, героически защищали Ригу от немцев. В русской армии было специально сформировано девять латышских полков общей численностью 40 тысяч человек. Потом они были вынуждены отступить и отдать родной город врагу. После революции многие бойцы этих полков стали красными латышскими стрелками и сыграли большую роль в победе большевизма в России.
Во вторую мировую войну все происходило с точностью до наоборот. Поскольку немцам удалось оккупировать Латвию еще в самом начале войны, то потом в 1943 году после объявления "тотальной" мобилизации они стали широко использовать местных парней как пушечное мясо. 150 тысяч латышей вместе с немцами сражались против Красной Армии. Получается, что почти каждый четвертый латышский мужчина стал тогда легионером — подавляющее большинство из них просто призвали в армию. После победы всех уцелевших легионеров отправили в сталинские лагеря. Однако вскоре выпустили по просьбе лидеров латышской коммунистической партии, которые жаловались на острую нехватку рабочих рук в республике. То есть получается, что легионеров даже сам Сталин простил.
Одно из самых чудовищных преступлений фашизма — это геноцид евреев. Но фронтовики легионеры никакого отношения к нему не имели, хотя и носили форму СС. В соседней Литве не было национальных формирований СС, тем не менее, там истребили евреев на 90%! Судя по сохранившимся фотографиям, в этом активную роль играли добровольцы из местного гражданского населения. Поэтому, если следовать исторической правде, надо признать не вполне корректными протесты против ветеранов-легионеров со стороны антифашистов, одетых в полосатые робы, и как бы символизирующих узников нацистских концлагерей. Ведь фронтовики в концлагерях не служили!
Воинская доблесть
Почему ветераны-легионеры не прячутся по углам, как в советские времена, а открыто устраивают свои марши? Потому что им есть, чем гордиться. Справедливости ради надо отметить: они неплохо воевали. Советские войска так и не смогли разгромить курляндскую группировку, которая капитулировала только после падения Берлина! Если абстрагироваться от нынешней политической конъюнктуры, нельзя не признать: легионеры проявляли изрядное мужество не только полвека назад, но и сейчас, когда наперекор многим противникам каждый год выходят на улицы Риги. У этих стариков уже не будет другой молодости и других ратных подвигов. Но что было, то было!
Трусость остается трусостью, а воинская доблесть остается доблестью вне зависимости, на чьей стороне воюют солдаты. Для всех мужчин всех времен и народов братство по оружию — это святое. Но, с другой стороны, любая даже самая справедливая война грязное дело. Да, были зверства и сожженные села в годы второй мировой войны, но разве их не было в Афганистане и Чечне? Должны ли простые солдаты, честно выполнявшие свой воинский долг и не замаравшие своих рук невинной кровью, отвечать за преступления других? Должны ли они отвечать за правителей, втянувших их в войну?
Так сложились обстоятельства, что полвека назад многим молодым латышам пришлось сражаться на стороне немецкой армии, а не на стороне русской, как их отцам в первую мировую войну. Виноваты ли они в этом? И в том, что их маленькую страну так крутило в историческом водовороте, кидая из стороны в сторону? Наверное, это все-таки не вина Латвии, а ее беда…
Поучимся толерантности у наших прадедов
Удивительно, но наши далекие прадеды отличались немыслимой по нынешним временам толерантностью. В середине XIX века Крымская война стала европейской "мясорубкой". В боях за Севастополь погибли сотни тысяч солдат английской, французской, турецкой и воевавшей против них русской армии. По тем временам это были просто чудовищные потери. Не зря о той войне до сих пор напоминают названия некоторых улиц и бульваров Лондона и Парижа.
Тем не менее, в перерывах между ожесточенными боями солдаты и офицеры враждующих армий встречались на нейтральной полосе и общались между собой, угощали друг друга табаком и напитками. Эта традиция была продолжена и в первую мировую войну. Русские и немецкие солдаты вылезали иногда из окопов не для штыковой атаки, а для дружеского общения, обмена сигаретами и шнапсом. Начальство это не приветствовало, ибо такие "братания" подрывали боевой дух войск. И это понятно. Но не ясно, кому и чем может повредить сейчас примирение бывших противников.
Почему нынешние ветераны не могут "побрататься" даже спустя более полувека после боев? Прадеды могли выпить чарку с человеком из вражеского окопа, а наши ветераны не хотят выпить со своим соседом, с которым живут в одном городе и порой даже в одном доме?
Раздувать вражду или погасить?
Можно и дальше раздувать вражду между ветеранами враждебных армий давно минувшей войны. Здесь есть у кого поучиться. Например, в Северной Ирландии ежегодно происходит традиционный марш протестантского ордена оранжистов в честь победы английского короля Вильгельма Третьего Оранского над католическим королем Яковым Первым в битве, которая состоялась 12 июля 1690 года. Эти марши продолжаются уже более 300 лет и, как правило, сопровождаются ожесточенными столкновениями. Побоища протестантских экстремистов с полицией и католиками во многих городах Ольстера приводили к немалым жертвам.
Надо ли и Риге следовать такому примеру? Не разумнее ли погасить былую вражду? Может быть, лучше устроить бесплатное застолье для всех ветеранов и попытаться организовать их совместный марш примирения? Может, сделать это 8 мая, когда в Европе закончилась самая кровопролитная война? Конечно, дело это не простое. Всегда легче дать волю эмоциям, чем включить разум. Но если найдется хотя бы несколько ветеранов враждовавших армий, готовых к примирению, надо всячески их поддержать. И показать это всему миру!
Потому что тема примирения актуальна не только для легионеров. Давно пора примирить "лесных братьев" и тех, кто сражался с ними в послевоенное время. Даже веками ненавидевшие друг друга народы, скажем, немцы и французы, в конце концов, сумели избавиться от вражды на бытовом уровне и придти к взаимной симпатии и сотрудничеству. Так неужели люди, давно живущие бок о бок на одной земле, не в состоянии сделать это?