В связи с этим вспоминается эпизод из уроков истории еще в годы советской оккупации. Во время промышленного переворота в XVIII веке в Англии имели место стихийные восстания фабричных рабочих. Они громили фабрики и машины, так как введение приборов лишило их работы. Это, конечно, была тяжелая социальная проблема, которую капитализм тогда решить не мог. Но пытаться остановить технический прогресс тоже бессмысленно.
Мне жаль этого учителя и всего нашего образования в целом, но я рад за учеников, которые осваивают новые технологии и имеют их использовать. Я в который раз убедился, что настоящие реформы в нашем образовании еще не начались, и декларация нового правительства это лишь подтверждает.
На самом деле, проблема не в новых технических средствах, а в устаревшем учебном процессе, методах и, я бы сказал, мышлении. Наступила другая эпоха, а мы до сих пор зачастую живем как в Сунуциемсе. К сожалению, сфера образования стала не помощницей, а препятствием для прогресса. Так, высшее образования — далеко не та отрасль, которой мы могли бы гордиться. Например, ни один латвийский университет не входит в июльский рейтинг Webometrics TOP 1000 или другие списки. Зато там есть два эстонских вуза. Один из них (Тарту) входит также в TOP Europe (54-е место). Литва в TOP 1000 представлена даже тремя университетами.
Отсталость системы образования (одно или два места на международных конкурсах это еще не показатель) означает нечто более серьезное, чем только недостаточно качественное образование. Она воспроизводит общество слуг и исполнителей, без изобретательности и инициативы, зачастую даже без элементарных рабочих навыков. Может, это главная причина, почему люди покидают Латвию. Они ищут лучшей жизни, а ее можно найти у хороших хозяев. Ведь чтобы стать такими самим, нужны инициатива и предприимчивость. А этому ни в школе, ни в вузе не учат. Хороших хозяев в Латвии мало.
Не хочу сказать, что грузчик, посудомойка, сварщик или дворник apriori считается слугой или обычным исполнителем. Вовсе нет. Хороший, ответственный мастер своего дела тоже является хозяином на конкретном поле деятельности. Любой "босс" будет говорить с ним на равных. Разница не в сути работы, а в отношении и способности выполнить работу так, чтобы в результате появилась высокая ценность. Умелый столяр, медсестра или электрик важен и достоин уважения больше, чем какой-нибудь жалкий чиновник или представитель "престижных" PR и маркетинга, который занялся этим лишь для того, чтобы осуществить главную мечту жизни — заполучить "бэху".
Поэтому важно с детского сада до вуза развивать навыки в решении остроумных, но не заумных задач. В школах и вузах надо увеличить работу над анализом различных ситуаций, практическими проектами и исследовательскими темами по каждому предмету. Гораздо больше внимания следует отводить работе в командах, "мозговым атакам", семинарам и т.д. Конечно, нужны и теоретические знания, но, скорее, на уровне методического понимания, а не "зазубренных" формул, которых и так полно в Excel и других программах. Надо знать, где их найти, и какие формулы нужны для решения данных задач.
Традиционную "зубрежку", особенно в училищах и вузах, можно заменить видеолекциями, привлекательными научно-популярными клипами, короткометражными фильмами, которые студент и школьник с гораздо большим интересом просмотрит при помощи своего iPod или мобильника, не говоря уже о домашнем компьютере. Вместо больших аудиторий в учебных заведениях нужны специализированные кабинеты, помещения для переговоров и семинаров, конференц-залы и лаборатории, где ведется конкретная, интенсивная и творческая командная работа. На экзаменах надо не декламировать заученные формулы и даты исторических событий, а защищать собственные идеи, темы и проекты. Лучше все это организовать на основе соревнования между группами школьников и студентов, которые получали бы дополнительные очки за разоблачение плагиата. Тогда проблемы с купленными билетами и чужими работами из интернета отпадут сами собой.
В системе образования надо начать с переворота в учительской и академической среде. В учебных заведениях нужны учителя и академический персонал новой закалки. Гораздо более важное место должны занять функции ментора, консультанта, аналитика, активного модератора, руководителя проектов и тренера. Они должны полностью владеть современными информационными технологиями, знать несколько языков, так как пространство знаний и информации в современном мире едино, оно глобально. Сейчас это требование звучит идеалистически и нереально. Конечно, вопрос не решается за пару лет. Но, если есть желание, надо с чего-то начать.
Мне кажется, начинать практические перемены надо с высшего образования. Лучшее решение в латвийских условиях — создание (при поддержке государства) одного сильного центра знаний на базе одного университета. В регионах разумнее поддерживать хорошие колледжи и профессиональное образование. Существование 31 вуза в Латвии "законсервировало" феодальную раздробленность и низкий, в лучшем случае, посредственный, уровень высшего образования. Перспективнее было бы сконцентрировать ресурсы, создав нечто похожее на силиконовую долину в миниатюре.
Это и был бы настоящий "Замок света", с которого началось бы движение Латвии в направлении развитых стран Европы. Библиотека стала бы органичной составляющей этого центра знаний.
В правительственной декларации, где перечислено все, что угодно, упомянута и необходимость интеграции вузовских программ, учебы и научных исследований. Но упомянута в такой форме, в какой об этом говорится годами. Нет ощущения, что за "правильными" фразами стоит какая-то идея и готовность ее реализовать. Если говорит об идее, все это можно заменить одной формулировкой: для оживления экономики знаний нам нужен совсем другой "Замок света". Выражаясь на профессиональном жаргоне, необходима концентрация интеллектуального потенциала, материальных и финансовых ресурсов. И главное — нужен политический авторитет и способность организовать и управлять. Получено ли такое качество в результате созыва Х Сейма? Воздержусь от критики и похвалы. Время покажет.
Сокращенный перевод DELFI. Оригинал здесь