Фото: DELFI
11 ноября в статье "Вольтер: иллюзия — первая из всех утех" я писал о том, что в основе внезапно проснувшейся у вождей партии «Согласие» обиды за русских лежит стремление перехватить у общества Линдермана-Осипова "За родной язык" инициативу в консолидации оппонентов национального объединения VL-ТБ/ДННЛ.

Цель — не отдать набирающим политическую силу левым радикалам голоса избирателей на муниципальных выборах 2013 году. По обыкновению, некоторые комментаторы Delfi увидели в статье буковки и, не вдумываясь в смысл изложенного, растирали в порошок личность автора. Однако прошедший съезд "Согласия" всё расставил по своим местам.

"План Б": процесс пошёл

В конце сентября стало ясно: для попадания ЦС в правительственную коалицию отказ Нила Ушакова и Яниса Урбановича от фундаментальных политических партийных установок (мы за отрицание советской оккупации, мы за русский язык, мы за гражданство для всех) в качестве разменной монеты не принимается. Обескураженный, не сумевший скрыть свою растерянность, Урбанович 29 сентября пригрозил на радио Baltkom включить "план Б", включающий в себя непарламентские и внепарламентские действия, но не стал раскрывать их содержания. Объяснил и мотивацию такой скрытности — не хотел приглашения в Полицию безопасности.

Новостью дня "утечка" от Урбановича не стала, но во что она превратится ждать пришлось не слишком долго. В годовщину большевистского переворота 1917 года Ушаков сообщил, что подписался за присвоение русскому языку статуса государственного. За это конституционное действие в Полицию безопасности не вызывают — Урбанович слегка перегнул палку.

Дальнейшее развитие "плана Б" повлекло за собой учреждение Ушаковым общественной организации "Латвия – моя родина" за трое суток до Дня независимости. О благородной цели ее создания Ушаков своевременно сообщил агентству LETA: "Формирование сплоченного общества, чтобы русскоязычные жители Латвии ощущали принадлежность к стране и единому обществу". Правда, не разъяснил, как в эту формулу вписывается языковой референдум, который, по словам того же мэра Риги, "только очень условно связан со статусом русского языка". Следующий шаг в реализации "плана Б" - съезд партии "Согласие", на котором Ушаков уже публично призвал товарищей партийцев и сочувствующих подписаться за то, чтобы русский язык стал вторым государственным. О еврорекомендациях относительно статуса языка национальных меньшинств в качестве официального в местах их компактного проживания речь не шла.

Отдельным пунктом "плана Б" стоит внушение избирателям ЦС, что это политическое объединение не попало в правительственную коалицию потому, что "они ведь русские" - так сказал Ушаков. Но "хозяин" Риги скромно умолчал, что именно он, русский, стремясь во власть, шаг за шагом отказывался от того, на что избиратели ЦС рассчитывали — последовательное отстаивание собственного взгляда на исторические события, проблемы неграждан, противостояние в Сейме санкциям за "излишнее" использование русского языка. И причина непопадания ЦС в высшую исполнительную власть - не русскость, а сомнение потенциальных партнёров по коалиции в надёжности ЦС в качестве партнёра из-за политического верчения его глашатаев на 180 градусов.

Десять тысяч "штыков" Урбановича

Ушаков же сказал на съезде, что в 2012 году его политическому объединению придется руководить правительством. К месту строка из Пушкина: "Блажен, кто верует, тепло ему на свете". Но оставим блажь в стороне и вернёмся к политическим реалиям. ПРИДЁТСЯ реализовать один из лозунгов ЦС перед выборами в 10-й Сейм - "Ушаков — наш мэр, Урбанович — наш премьер!" только двумя путями. Первый: к 31 депутату от ЦС каким-то непостижимым образом присоединить еще, как минимум, 20 депутатов. Нереально даже для блаженных. Второй: инициировать в 2012 году роспуск 11-го Сейма, и на внеочередных выборах в 12-й Сейм взять не менее 51 мандата. Не получится: арифметика — наука элементарная, но точная. Вероятно, поэтому лидеры "Согласия" так и не объяснили делегатам съезда, каким образом будет осуществлено это самое "придётся".

Для чего же тогда надо было атмосферу в зале сотрясать? Похоже, что в полном соответствии с очередным пунктом "плана Б". На съезде тем же Ушаковым обозначена необходимость начала подготовки к муниципальным выборам-2013. Программа-максимум: предложить избирателям "звёздную команду" и забрать власть в регионах. То, что имеющиеся ныне у "Согласия" "звёзды" мигают в зависимости от того, куда направлен свет их "солнца", является секретом Полишинеля. А какими будут новые "звёзды", откуда они возьмутся, сколько их, "звезд", потребно, чтобы вместе с Ригой в руки «Согласия» попали Латгале и, особенно, Курземе, Видземе и Земгале?

Надо полагать, что в "звёздности" новичков должно отражаться сияние высших функционеров партии. Коли речь идет о превращении Латвии в Большую Ригу, то в команду необходимо влить рекрутов из регионов. Об их количестве — особый разговор, начатый Урбановичем. Прежде всего, из запасников вытащена идея "теневого правительства" "Согласия". Опыт использования "теневых министров" у партии уже есть. Так, кандидат в министры внутренних дел Леонид Богданов, по информации латвийских СМИ, мог быть направлен улаживать "внутренние дела" на рижский Центральный рынок. Александр Гапоненко, один из кандидатов в министры экономики, разорвал тесные связи с "Согласием" по собственной воле, а другой потенциальный руководитель экономического ведомства, Армандс Страздс, был исключён из партии правлением этой самой партии по воле Ушакова.

Но, как представляется, узловой пункт «плана Б» Урбановича состоит в создании ресурса, призванного обеспечить успешную реализацию всех предыдущих пунктов. Вот как об этом говорил сам председатель «Согласия»: «Мы хотим, чтобы оперативный актив «Согласия», который можно было бы быстро мобилизовать, составлял не менее десяти тысяч человек. … И мы эти необходимые десять тысяч человек сможем легко набрать" (цитируется по газете «Час»). Зачем это Урбановичу надо? Он это объясняет так: десять тысяч подписей способны изменить политический ландшафт. В переводе на понятный язык сие означает, что председатель "Согласия" хочет иметь под рукой 10 тысяч "штыков", которые по его команде, своими подписями, в полном соответствии с Конституцией, инициируют ЛЮБЫЕ референдумы. В том числе, о нескончаемых разгонах парламента. И хоть результативность от таких сборов подписей будет не выше, чем эффективность референдума о предоставлении русскому языку статуса второго государственного, у Урбановича с Ушаковым в руках появится политическая "граната", которая застенчиво будет класться на стол во время переговоров с любыми политическими силами.

Поскольку же эффектные штуки заразительны, то вслед за «отрядами Урбановича» могут появиться «отряды Дзинтарса», «отряды Линдермана-Осипова» и бог весть кого ещё. То есть, может произойти то, что указано в качестве славной цели общества "Латвия – моя родина" Нила Ушакова - "формирование сплоченного общества, чтобы русскоязычные жители Латвии ощущали принадлежность к стране и единому обществу". А такое «сплочённое общество» напрямую попадает в сферу профессиональных интересов Полиции безопасности; прав был Урбанович в эфире радио Baltkom, предпочтя до поры до времени держать язык за зубами.

Самое интересное - впереди

Реализует ли Ушаков «план Б» Урбановича? Вполне возможно. Об этом свидетельствуют звучавшие на съезде «Согласия» аплодисменты, порой продолжительные, порой бурные. Но обратим внимание на один нюанс. Стоило «теневому министру экономики» Арманду Страздсу помимо Ушакова кулуарно обсуждать вопросы формирования правительственной коалиции с представителями других политических сил, как Ушаков потребовал исключения Страздса из партии. Урбанович не опровергал просочившуюся в СМИ информацию, что он был в курсе дела, но вместе с другими членами правления отогнал Страздса, тоже, кстати, члена правления, от своих сплочённых рядов.

Страздс же аппелировал к съезду. И 995 делегатов пошли против своей верхушки — вернули Страздса в партию, правда, в состав нового правления он не вошёл. Ушаков, кстати, тоже.

И ещё один нюанс. Во всех этих разговорах о взятии власти в регионах и руководстве правительством, докладчики «Согласия» не отводили какой-либо роли Социалистической партии, своему партнёру по политическому объединению ЦС. Но не забудем, что социалисты не давали Ушакову с Урбановичем на переговорах о формировании правительственной коалиции карт-бланш на сдачу одной за другой ранее согласованных позиций. Да и политической оценки метаниям высших функционеров «Согласия» из окопов социалистов пока не слышно.

Так что будем с интересом наблюдать, что получится из «плана Б». Теперь уже Урбановича-Ушакова...

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !