В октябре 2014 года в Латвии состоятся очередные парламентские выборы, где, скорее всего, победит партия Visu Latvijai!. Что тогда делать будем?
Разумеется, делать политический прогноз на такой долгий срок – гадание на кофейной гуще. Но есть очень серьезные предпосылки ожидать, что выборы 2014 года принесут политический расклад, которого еще не было. Я уже не раз писал, что разнообразие латышского политического спектра можно свести к двум основным группам: злюки и хапуги.
Разумеется, злюки охотно прихватят, что плохо лежит, а хапуги при случае проголосуют за какую-нибудь гадость для русскоязычных соседей, но по приоритетам можно четко разделить партии и политиков, для одних из которых на первом месте решение экономических задач – в первую очередь, личных, а для других – идеологические принципы.
До сих пор во всех правительствах был либо паритет между злюками и хапугами, либо хапуги задавали тон. Их называли прагматиками, умеренными, и в стране как-то можно было жить. Однако вот уже почти пять лет, со времен зонтичной революции, против добрых, но незадачливых хапуг ведется бескомпромиссная борьба, которая неизбежно придет к логическому концу на ближайших выборах.
Собственно говоря, "партия хапуг" уже разгромлена, в Сейме представлена только одна ее фракция в виде Союза Зеленых и "крестьян". Уголовный процесс против духовного отца этой партии Айвара Лембергcа, как долго ни тянется, но когда-то закончится приговором, и вряд ли СЗК оправится после такого удара.
Нетрудно объяснить, почему хапуги в среднем добрее. Для того, чтобы превратить политику в успешный личный бизнес, надо уметь не ссориться. Искусство коррупции не допускает грубостей, золотые яички нередко несет курица неправильной национальности. Терпимые отношения с Россией и местным русским бизнесом весьма способствуют хапанью, но противоречат идеологическому догматизму злюк.
Прямо сегодня триумфа злюк не получается по двум причинам, носящим временный характер. Во-первых, кризис – и осторожный латышский избиратель опасается бурных революционных действий, доверяет руководству страной робкому бухгалтеру Домбровскому. Но кризис – штука преходящая, ситуация с бюджетом улучшается. Новых жирных лет, конечно, не будет, но и дефолта с остановкой государственных функций бояться не приходится. Можно, как говорится, и о душе подумать.
Во-вторых, в правительстве находится странная партия, не вписывающаяся в традиционную бинарную картину: затлеровцы не являются ни злюками, ни хапугами. Ясно, что такая партия долго не протянет, а на политическую сцену она вышла только благодаря спешке внеочередных выборов. По счастью, она умеренна в национальном вопросе, если из правительства не вылетит до выборов, то чересчур сместить равновесие в строну национализма не позволит.
Не следует думать, что господство злюк в парламенте обязательно выразится в том, что у VL! будет 51 место, а Райвис Дзинтарс станет премьер-министром. Зло многообразно, и может выступать под самыми разными именами. Характерно, что на прошлых выборах в Рижскую дума VL! набрала 1,9% голосов, а ТБ/ДННЛ – 3,3%. Обе партии в думу не прошли, но там сейчас представлена еще более крутая националистическая группа «Демократические патриоты», избранная совсем по другому списку. В общем, свято место пусто не бывает, не так уж важно, как зовут главного злюку – мы уже и забыли, что не так давно этот титул носил забавный старикашка Добелис. Важно, что этот злюка будет делать, а работы у него непочатый край.
Здесь все хорошо объясняет параллель с недавним прошлым, когда мы дружно строили коммунизм. Согласитесь, что достаточно сложно представить в обличии убежденных зодчих светлого будущего Леонида Ильича или Михаил Сергеича. Так вот, мы имеем дело с ситуацией, когда вместо Лембергса-Брежнева или Шлесерса-Горбачева страну неожиданно возглавит не алкоголик Ельцин и даже не параноидальный злодей Сталин, а искренний в своем догматизме Троцкий.Давайте честно скажем сами себе: современная Латвийская республика не больше напоминает латышское национальное государство, чем застойный СССР брежневской эпохи был похож на пролетарский рай, о котором мечтали большевики. В нашей стране еще так много всего, что можно сломать через колено!
Начнем с мелочей. Зачем национальному государству государственный театр русской драмы? Это же прямая дискриминация национальных меньшинств: ни у поляков, ни у цыган, ни даже у родных ливов нет своего театра, а русские вечно требуют привилегий. Напрашивается решение театр закрыть он, кстати, убыточный. Свежеотремонтированное здание вполне можно отдать Латышскому обществу или какой-нибудь другой патриотической организации.
А памятник Освободителям, около которого каждый год пьяная толпа цинично торжествует по случаю оккупации Латвии! Снести немедленно, как это уже давно сделала с аналогичным монстром передовая Эстония. Кстати, эстонский опыт настоятельно требует творческого осмысления. В соседнем государстве прочно изжита антигосударственная русская пресса. Нет ни одной этнической русской партии – надо поработать в этом направлении и Латвии.
Некоторые идеи-2014 уже сегодня широко обсуждаются латышскими интеллигентами в штатском. Например, подрывная роль российских СМИ, в первую очередь электронных. Но политической воли для изъятия лицензий у кабельных операторов, которые транслируют вражеское телевидение, пока не хватает. После торжества справедливости она появится. Народ, конечно, может перейти на спутниковое вещание – но и там наверняка возникнут проблемы с легальностью трансляций. И как завершающий штрих, можно будет отключить интернет-порталы с нехорошими буквами «ru» на конце.
Демократическая Грузия так давно поступила – а нам прикажете дожидаться вооруженной агрессии?Самые решительные реформы ждут систему образования – об этом сейчас тоже много разговоров в среде прогрессивной общественности. Наивная молодежь из VL! зачем-то подписи собирала, а всего-то достаточно проголосовать в ускоренном порядке в Сейме, и уже с 1 января 2015 года образование всех уровней – от ясель до университетов - в Латвии будет только на государственном. Нам же не раз объясняли, что для интеграции общества это хорошо, недаром в Германии турок никто не учит на родном.
А что творится в государственных учреждениях! Предположим, кто-нибудь зайдет в собес и начнет качать права на арабском или албанском языке. Ясно, что придется вызвать охрану и вывести нахала. А на русском не только говорят сплошь и рядом – чиновники даже отвечают на этом языке, который по своему статусу ничем от албанского не отличается. Совершенно непонятно, почему письменный ответ на русском языке – грубейшее нарушение закона, а устный допускается. Этот недочет будет немедленно исправлен, а виновных начнут сурово карать.
Только что мы получили одновременно два привета из 2014 года. Бывший депутат и глава думского комитета по культуре Хелми Сталте предложила убивать тех, кто использует матерные выражения, а Сейм принял закон, запрещающий требовать при приеме на работу знания русского языка. Но как же тогда люди, которым общество поручит убивать - для начала, видимо, штрафовать и сажать в тюрьму - будут отличать русский обычный от русского матерного, если они не знают ни того, ни другого? Вероятно, придется постепенно запретить оба. Можем же мы бороться с курением, другой вредной привычкой, – почему бы этот опыт не перенести в смежную сферу? Скажем, для начала запретить говорить по-русски в радиусе 10 метров от входа в госучреждения.
Не следует считать все вышеописанное плодом буйного воображения автора. Идеи массового безгражданства или преподавания русскими учителями русским детям на латышском языке тоже казались абсурдом, но были успешно воплощены в жизнь. Есть совершенно неустранимое противоречие между двухобщинным характером латвийского социума и идеологией национального государства. Рано или поздно вместо жуликов-пофигистов должны придти к власти ответственные патриоты, которые поставят задачу ликвидировать это противоречие и будут подверстывать жизнь под идею.
А нам стоит оставшееся до революции сверху время подумать, что мы будем со всем этим делать. Пока никаких признаков такой озабоченности я не вижу – и это самое грустное в создавшейся ситуации.