Fоtо: LETA
Недавно я участвовала в дискуссии о наказании для маньяка Брейвика. В радиостудии я была вместе с доктором психологии Артуром Домбровскисом, который защищал противоположное мнение.

Я, как обычно, была жесткой — за смертную казнь. Но с большим интересом и уважением слушала своего оппонента. Он спокойно объяснял мне и слушателям, что речь не о Брейвике, а о нас самих и брейвиках в нас. Что мы — демократическая страна, и демократия означает способность прислушаться к чужому мнению и уважать инакомыслящих. Что убивая убийцу, мы сами становимся убийцами. Что унижая другого, мы унижаем себя.

Почему я вспомнила об этом сегодня утром? Это произошло, когда я включила компьютер и увидела в новостных порталах видео/записи/обзоры/издевательства над Солвитой. Над спикером Сейма Солвитой Аболтиней. Я вспомнила о брейвиках в нас, о жажде мести и ссылках на демократию. От политиков всегда требуют демократии, понимания, "пребывания в шкуре народа", доброты, смирения, круглосуточной работы, смелости, решительности и многого другого. Желательно также извинений за то, что они вообще дышат. А взамен — насмешки и унижения.

Обычно никого не интересует, как и что происходит в политике. Как принимаются решения и какого труда это требует. Мнение готово уже после прочтения заголовка, не углубляясь в суть. Общее мнение — решение плохое. Если же есть возможность анонимно в интернет-комментариях обругать тех, кто его принял, то люди не скупятся на эпитеты, которым не учат в школе, и грубости, которые никому не следовало бы слышать.

Чтобы ни сделал человек, никто не заслуживает, чтобы над ним издевались. В нашем обществе "политик" — это уже давно ругательное слово. Лично я удивляюсь будущим политикам, которым кажется, что с ними все будет иначе. Заблуждение. Иначе будет только сначала. А потом все будет, как обычно. Возможно, будущие политики не будут виноваты только в плохой погоде. Но и это — возможно.

Конечно, это обобщение, которое касается лишь части общества, ведь я все-таки уверена, что большинство жителей Латвии — это интеллигентные и человечные люди. Они просто делают свою работу, не лезут в чужую жизнь и не сидят целый день в интернете, чтобы писать грубости. Скорее всего, на "Арене" большинству хоккейных болельщиков тоже было неудобно из-за случившегося.

Возвращаясь к брейвикам в нас и демократии. Демократия несовместима с местью. Демократия также несовместима с унижением и неуважением к другим. Нельзя требовать демократии только для общества. Нельзя реализовывать демократию, нарушая чужие права. Демократия либо есть, либо нет. Издевательства над должностным лицом и женщиной доказали, что для многих демократия — только слово, которое можно использовать, когда это выгодно. Тот день доказал, что удобнее всего "линчевать" человека анонимно — в интернет-комментариях или освистывая в толпе. Потому что никому пока не хватило смелости прийти к парламенту с плакатом, где было бы — пусть фамильярно — написано : "Солвита, ты нам не нравишься". Смелости хватает на комментарии и свист, вызванный стадным инстинктом. На дискуссию и обмен разными мнениями глядя в глаза смелости не хватает.

Я уже в год не в политике и не планирую туда возвращаться. Я восхищаюсь бывшей коллегой Солвитой, которой хватает сил не сбежать оттуда и стоять перед всей "Ареной" с гордо поднятой головой и улыбаться, когда ее высмеивают.

А теперь — вперед, начинайте обсуждать и это мнение. Оно для этого и высказано. Оно отличается от мнения большинства. И я этим горжусь.

Перевод DELFI

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !