Foto: F64
Еврооптимизм латвийского правительства имеет очень вынужденную природу. В этом можно убедиться, ознакомившись с проектом госбюджета на следующий год.

Почти пятая часть доходов госбюджета Латвии - это иностранная помощь. Если на минутку представить, что кто-то наступил на шланг финансовой помощи из-за границы, и эти деньги не пришли, то в стране мог бы наступить коллапс почище того, что мы пережили в годы кризиса. Для того, чтобы оценить влияние иностранной финансовой помощи на экономику Латвии, надо понять, из чего состоит латвийский бюджет, и может и правительство в случае чего без этой помощи обойтись.

Сколько в тумбочке?

Для любой бюджетной тумбочки характерно, что достать из нее можно лишь то, что туда положено. В следующем году правительство прогнозирует получить в госбюджет 4,657 миллиона латов.

При разработке бюджета Минфин начинает с глубокого минуса. Есть большое количество обязательств, которые надо выполнять вне зависимости от того, есть ли деньги в кассе. Это как в семье: будут ли доходы в следующем году - это еще вопрос, а то, что нужно будет оплачивать счет за квартиру, кредит и расходы на пропитание - это уже факт. Поэтому латвийское правительство крайне ограничено в свободе маневра.

Четверть бюджета - на пенсии

Расходы на пенсии из этой серии. Не выплачивать их правительство никак не может. Деньги, получаемые от уплаты соцналога, идут в специальный бюджет, который является частью основного. Это отдельная тумбочка внутри основной, причем со своими ограничениями. Потратить их на что-то, кроме как на определенные законом цели, правительство не имеет права. В нее идут все доходы от соцналога - 1,350 миллиона латов. Из них львиная доля - 1,134 миллиона латов - пойдет на выплату пенсий. Это почти четверть от общих доходов государства.

Остальные деньги - в строго определенных пропорциях - идут на выплату пенсий по инвалидности, пособий по рождению и уходу за детьми, пособий по безработице, выплаты по временной нетрудоспособности.

Иными словами, почти 30 процентов доходов госбюджета чиновники Минфина обязаны принять и без задержек перечислить их получателям. Здесь особо не поманеврируешь. Что получил – то и отдал.

Пять процентов бюджета на оплату долгов

Кроме соцбюджета есть еще много других обязательных трат. Например, в следующем году в счет уплаты госдолга придется отдать свыше пяти процентов от доходов бюджета - 255 миллионов латов.

Поддержка функционирования госструктур - полиции, прокуратуры, судов, больниц, зарплаты учителям – это тоже расходы, которые, хочешь не хочешь, а запланировать придется. Нельзя, например, заявить, что на следующий год мы полицию больше не финансируем. Можно выделить чуть меньше денег, но совсем прекратить финансировать нереально. Учитывая, что в годы кризиса во всех этих областях были сделаны немалые сокращения, то возможности что-то урезать или перераспределить практически нет.

Помимо пенсий и поддержания функций государства деньги нужны на инвестиции и развитие. А вот с этим большая проблема. Фактически, на это в бюджете средств нет, и эта прореха в штанах прикрывается исключительно иностранной помощью.

Пятая часть бюджета - иностранная помощь

Из четырех с половиной миллиардов доходной части бюджета примерно 800 миллионов – это иностранная помощь. Именно под таким названием она и фигурирует в проекте бюджета. В основном это фонды ЕС, но не только.

Обычно для того, чтобы получить эти деньги, правительству в рамках реализуемого проекта нужно доложить пятую часть своих денег. Таким образом, это еще около 200 миллионов. Вместе получается около миллиарда бюджетных денег ежегодно вкладывается в проекты, реализуемые с иностранной помощью.

Правила игры для них пишутся и контроль осуществляется со стороны европейских структур и прочих спонсоров. Таким образом, осуществляется ручное управление пятой частью латвийского госбюджета и практически всеми госинвестициями. Этот миллиард идет на строительство дорог, коммуникаций, на инвестиции в энергетику, в образовательные проекты, транспорт.

То, что страна получает дополнительные деньги, и в результате улучшается инфраструктура страны, латвийские фирмы получают госзаказы, а жители работу – позитивное явление. Но, получается, своих денег на все это у нынешнего правительства и самоуправлений совсем не предусмотрено.

Если предположить, что Латвия в один прекрасный год вдруг не получит иностранной финансовой помощи, то урезания бюджета могут быть даже более масштабными, чем в кризисные годы. Огромное количество фирм, где работают тысячи латвийцев, могут закрыться, и это приведет к росту безработицы и падению налоговых доходов бюджета, а следовательно, и его расходов. Вот тогда и покажется реальная латвийская ситуация.

Проект бюджета на 2013 год показывает, что иностранная помощь, которая первоначально была приправой к бюджетному блюду, стала его основным ингредиентом, без которого оно просто не будет сварено. Поэтому говорить о латвийском экономическом чуде пока явно рано.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!