Мы страна, уровень образования, образ жизни, институции, инфраструктура, занятия людей и структура экспорта в целом отвечает уровню высокоразвитых стран. По некоторым параметрам даже превышает их уровень. К примеру, в прошлом году доля населения со средним и выше среднего образованием (в возрасте 25-64 лет) в Латвии составляла 71,4%, тогда как средний показатель по ЕС - 64,7%. В Испании, которая по-прежнему вроде бы живет лучше, эта доля составляла 41,1%. Всемирный банк недавно включил нас в число стран с высоким уровнем дохода, но в контексте Европы наш уровень в лучшем случае можно назвать средним. Наши реальные доходы чуть выше 60% от среднеевропейского уровня, а т.н. номинальные зарплаты (которые больше всего интересуют экспортеров) с Германией и Северными странами по-прежнему различаются в разы.
Разрыв между уровнями доходов и развития понемногу сходит на нет, и этот процесс будет продолжаться. Это может произойти, если уровень развития подстроится под доходы, но возможно и противоположное, если только разум и усилия смогут объединиться. В какой-то мере оба эти процесса происходят и будут происходить одновременно. Низкий уровень доходов "выталкивает" из страны часть квалифицированной рабочей силы. Но эта комбинация - развитая страна со средним уровнем доходов - создает и очень мощную силу для роста. Она создает очень благоприятную среду для предприятий, которые в состоянии добиться уровня производства богатых стран, особенно если производят они продукты для международного рынка. Поэтому подобные предприятия в Латвии стремительно развиваются. Примеры можно найти в самых разных отраслях: сельском и лесном хозяйстве, промышленности, торговле, финансах, бизнес-услугах... То есть в генах латышей и нашем климате нет ничего такого, что мешало бы добиться очень высокой производительности труда. Доказать этот тезис очень просто, поскольку здесь есть забавная асимметрия: тысячи предприятий с низкой производительностью не доказывают, что в Латвии нельзя работать эффективно, но один противоположный пример это утверждение опровергает.
Микро- и макроэкономический опыт, который я получил за время работы в журналистике и банковской системе, сформировал уверенность в том, что можно говорить все что угодно о нашем уровне образования или дорогах, но уровень доходов ниже среднеевропейского на данный момент удерживают, главным образом, портфель продуктов на предприятии, капитал, компетентность, интегрированность в мировой оборот. Какими бы ни были наши знания и умения в сфере инфраструктуры и рабочей силы (и недостатки в бизнес-среде), их нынешний уровень развития дает достаточно пространства для роста производительности на предприятии. Иными словами, фактор качества производства нужно было бы соединить с заметно более высоким уровнем доходов. К тому же никто ведь не запрещает постепенно исправлять недостатки. Рост зависит не от нашей способности в мгновение ока стать "как немцы", а от того, можем ли мы двигаться в правильном направлении.
Производительность труда в Латвии находится на том уровне, до которого среднее предприятие смогло ее поднять. Означает ли это, что в нашей сравнительной бедности виновны предприятия? Я бы использовал слово "виновны". У латвийских предприятий было мало времени для развития, а условия были, мягко говоря, неблагоприятными. В 90-х здесь была квалифицированная рабочая сила, которая была готова работать за ничтожную по европейским меркам зарплату, но бюрократия, возможности кредитования и другие параметры были просто ужасными. Точно так же, как и общество в целом, предприниматели за последние 20+ лет стремительно прогрессировали. Любая нежелательная ситуация в Латвии провоцирует моралистские реакции: нужно искать виновного, наказать его, относиться критически. Взглянуть на низкий уровень доходов как на возможность расти? Никогда! Это совершенно нормально для общества, которым долго руководили с помощью, главным образом, негативных символов. От этих стереотипов надо избавляться. Негативные эмоции очень важны, чтобы убежать от волка или медведя, но марафон с ними не выиграешь.
Обвинять никого не стоит, но и бизнесменам как социальной группе, со всеми ее представителями и лобби, нужно решить, делать или не делать две вещи. Во-первых, нужно прекратить высокомерную риторику, зачастую направленную против главного партнера предпринимателей - наемных работников, которые хотят жить на пособие и т.д. Нужно также прекратить использовать свое большое влияние для продолжения и укрепления явной про-элитарной налоговой политики. Финансовые интересы предпринимателей, руководителей и банковских аналитиков - это не бизнес-среда.
Во-вторых, надо воздерживаться от политики, которую по-английски называют corporate welfare. Если проблема производительности - в предприятиях, означает ли это, что их нужно поддерживать? Нет!!! Любую прямую помощь первыми получат те, кто компетентен именно в доступе к помощи, а не в создании ценностей. В поле зрения общества время от времени попадают не омраченные самоиронией призывы спасать национальные предприятия. Будьте бдительны: те, кто любит себя так позиционировать, не всегда являются образцами ценности. Надуванием щек нередко занимаются те, кто перераспределяет ценность, желая а) добиться ограничения конкуренции к пользе для себя; б) получить привилегированный доступ к госзаказам и в) продолжать использовать элементы дикого капитализма (например, т.н. фирмы быстрых кредитов).
Состояние дорог вряд ли модно назвать соответствующим уровню высокоразвитой страны. Но давайте оценим - является ли это непреодолимым препятствием для существенного, измеряемого десятками процентов роста ВВП? Я бы сказал, что нет. С учетом того, насколько большая часть экономики сконцентрирована в приморских и крупных городах, дороги к которым либо уже реконструированы, либо средства на это уже предусмотрены. Если зарубежным инвесторам нервы не позволяют ездить по ямам, эти обязанности за справедливую оплату можно доверить местным логистическим компаниям, у которых шкура не такая нежная. Тема, которая заслуживает как минимум такого же внимания, как дороги - это инфраструктура для промышленных предприятий, индустриальные парки.
За хорошей статистикой уровня образования скрываются существенные проблемы с качеством. И все же я бы отметил, что речь идет о неравномерном, а не о повсеместно плохом качестве. Можно было бы посвятить очередные дежурные фразы реформам и их необходимости, но я бы хотел отметить и желание молодежи использовать то лучшее, что наша система образования уже сейчас может предложить. Компании с радостью берут на работу, например, получивших образование в Латвии IT-специалистов и инженеров, а также выпускников некоторых ремесленных школ. Но молодежь по-прежнему хочет работать в отраслях, где интересное проявляется при приложении меньших усилий, чем в точных науках. Не стоит сваливать всю ответственность на государство.
Публикуется в сокращении.
Перевод Delfi